Счетная палата предложила вернуть госконтроль над ключевыми активами судостроения



В поисках пути решения проблем отечественного судостроения чиновники придумали способ получить контроль на предприятиях, где у государства пакет меньше контрольного. В правительстве уже несколько месяцев обсуждается идея приобретения акций судостроительных предприятий через допэмиссию в пользу Росимущества. Частным собственникам платить никто не собирается.
В конце прошлого года Счетная палата (СП) провела проверку ряда судостроительных предприятий (среди них «Северная верфь», Центр технологии судостроения и судоремонта, ЦКБ «Рубин» и другие). По ее итогам председатель СП Сергей Степашин направил письмо вице-премьеру Игорь Сечину, в котором изложил меры по развитию «интегрированных структур» в российском судостроении (их формирование предусмотрено «Стратегией развития судостроительной отрасли до 2020 года»). Степашин предложил провести допэмиссию в пользу Росимущества акций судостроительных предприятий, в которых у государства нет контрольного пакета.
Росимущество уже поддержало эту идею. «Считаем возможным проведение дополнительных эмиссий акций акционерных обществ, пакеты в которых не являются контрольными, и увеличение тем самым доли акций, принадлежащих интегрированным структурам, до размера, позволяющего осуществлять контроль», — говорится в письме заместителя руководителя Росимущества Глеба Никитина, направленном в СП в начале этого года (копия есть в распоряжении РБК daily).
Допэмиссию акций Счетная палата предлагает проводить в ряде судостроительных предприятий. Внимание ведомства привлекли ЦКБ им Р.А. Алексеева (у государства 14,9%), ЦКБ «Айсберг» (у государства 24,5%), «Северная верфь» (у государства 20%), «Красное Сормово» (у государства 33%). По мнению чиновников, контроль в этих предприятиях должен перейти структурам Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Контроль на заводе «Ладога» (доля госучастия 6,7%), по замыслу чиновников, перейдет государственному концерну «Океанприбор», в алтайском приборостроительном заводе «Ротор» (доля госучастия 38%) — ЦНИИ «Электроприбор», ПНО «ККПЗ «Тайфун» (доля госучастия 25,5%) — «Мо­ринформсистема-Агат», на заводе «Нептун» (доля госучастия 38%) — концерну «Аврора».
Пока неизвестно, в какие сроки Росимущество рассчитывает провести допэмиссии. Руководство судостроительных предприятий, на покупку которых нацелилось государство, уверяет, что предложений об этом от госкомпаний пока не поступало. Генеральный директор «Морских и нефтегазовых проектов», с которыми ОСК ведет переговоры о покупке 67% верфи «Красное Сормово», Вадим Малов говорит, что в любом случае будет настаивать на расчете с МНП живыми деньгами за акции судоверфи.
По мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Андрея Третельникова, государству будет сложно убедить акционеров судостроительных предприятий провести допэмиссию, а без их согласия ее провести невозможно. «С другой стороны, среди плюсов проведения допэмиссии вместо покупки пакета напрямую то, что средства от ее оплаты пойдут на развитие предприятия. И в этом смысле желание государства вложить деньги в развитие этих активов понятно. Однако допэмиссия невыгодна акционерам — в том числе и потому, что их доля по ее итогам сократится», — говорит эксперт. Кроме того, г-н Третельников полагает, что государство может в качестве компенсации предложить акционерам загрузить предприятия заказами, которые бы они не получили без контролирующего акционера.
Главный редактор Moscow Defense Breif Михаил Барабанов отмечает, что стремление получить контроль в частных компаниях — в русле государственной политики в области судостроения. «Нынешняя власть стремится к огосударствлению, — полагает он. — Поэтому в системе, которая сформировалась сегодня, как показывает практика, негосударственным объединениям в ВПК в праве на существование практически отказывают».

РБК дейли
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1224.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru