Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Cтоит ли добывать золото со дна морского



Россия получила добро на геологоразведку полиметаллических сульфидов на дне Атлантического океана, - пока это можно расценивать только как политическое присутствие в этом секторе на мировой арене, человечество не имеет еще подобного опыта, и рентабельность будущего производства оценить невозможно.
"Это все за пределами геологического и экономического разума - в Атлантике лучше рыбу неводом ловить", - считает кандидат геолого-минералогических наук, геолог с международным опытом работы член Международного общества геологов-экономистов /SEG- Society of Economic Geologists/ Александр Якубчук.
ПРЕДМЕТ
Международный орган по морскому дну /МОМД/ в этом июле утвердил для России план работ по разведке полиметаллических сульфидов, и поручил генеральному секретарю МОМД подписать контракт на выполнение данного плана работ в районе Срединно-Атлантического хребта /Атлантический океан/.
Глубоководные полиметаллические сульфиды включают медные, никелевые и цинковые руды, которые локализованы преимущественно в акваториях Тихого и Атлантического океанов на глубинах от одного до пяти километров.
По информации Минприроды, работы по геологическому изучению недр в международном районе морского дна направлены на обеспечение сбалансированного развития минерально-сырьевой базы и геополитических интересов России на длительную перспективу, в соответствии с Морской доктриной РФ на период до 2020 года, инвестиции в ближайшие пять лет запланированы в $20-43 млн.
Речь идет об одном из крупнейших в мире неосвоенных месторождений, где содержание меди и золота превышает показатели месторождений на суше в 5-10 раз. Проектом займутся расположенные в Санкт-Петербурге государственные Полярная морская геологоразведочная экспедиция и ВНИИОкеангеология, которые в ближайшие 5 лет потратят на него до $43 млн.
Российский участок расположен в северной приэкваториальной зоне Срединно-Атлантического хребта, и состоит из 100 блоков, площадь каждого - 100 кв км. Сульфидные руды там залегают на глубине 2-4 км.
На участке открыто 6 перспективных объектов. Прогнозные ресурсы - 50-70 млн т сухой рудной массы. При этом среднее содержание меди на суше - около 1 проц, а в глубоководных полиметаллических сульфидах оно может составлять в среднем 2,5-10 проц /максимально – 30 проц/. В тонне руды также содержится 4-10 гр золота /максимально - 17 гр на тонну/.
АНАЛОГИЧНЫЙ ПРОЕКТ
Известен пока единственный подобный проект – Solwara-1 в Папуа Новой Гвинее /владелец - Nautilus Minerals, 21 проц принадлежит "Металлоинвесту" Алишера Усманова/. Кроме "Металлоинвеста" в числе владельцев компании Anglo American - 11,1 проц, Teck Resources - 6,8 проц/. Ресурсы Solwara-1 включают 870 тыс т руды при среднем содержании 6,8 проц меди, 4,8 гр/т золота, 23 гр/т серебра и 0,4 проц цинка. Предполагаемые ресурсы - 1,3 млн т руды с содержанием 7,5 проц меди, 7,2 гр/т золота, 37 гр/т серебра и 0,8 проц цинка.
По мнению А.Якубчука, "с такими ресурсами можно планировать только очень маленькие объемы добычи. К тому же в отчете есть расчет затрат, но нет расчета рентабельности. В чем-то это похоже на добычу золота с испанских галеонов".
В материалах компании Nautilus отмечается, что капитальные затраты Solwara-1 оцениваются в 383 млн долл. Площадь проекта - 15 тыс кв км /глубина - 1,6 км/. Ежегодно планируется добывать 1,2-1,8 млн т руды.
Nautilus планирует в 2013-2014 гг начать добычу руды. Это будет первое в мире осваиваемое глубоководное золотомедное месторождение. Компания в 2010 г потратила на геологоразведку $12,4 млн, в 2009 г - $9,9 млн. Но это без учета оборудования. Nautilus тратит в год по $25 млн только на чартер судна для геологоразведки. Аренда одного беспилотного глубоководного аппарата обходится в $3 тыс в сутки. На этапе добычи затраты выше в разы - только одно судно для производства концентрата обойдется Nautilus в $167 млн, райзер и подъемная система - в $116 млн, буры и коллектор - в $84 млн.
ИМЕЮЩИЙСЯ ОПЫТ
На сегодняшний день добычей с морского дна активно занимаются алмазодобывающие компании, в частности крупнейший в мире производитель алмазов De Beers /контролирует около 40% рынка алмазного сырья/ почти всю свою продукцию добывает со дна моря. Добыча сложная, но высокорентабельная.
Кроме того, поиском и разработкой месторождений алмазов и золота на шельфе побережья Южной Африки занимается британская компания Ridgeback Global Resources. В частности, на шельфе западного побережья Южной Африки /в районе реки Гроен - Groen/ организовано предприятие на подводном участке Panda. Потенциальные залежи алмазов оцениваются в около $14,1 млрд. Одно судно уже ведет добычу – средства вкладываются в приобретение еще 3-х дополнительных судов. Стоимость одного судна – $1,5 млн, операционные затраты – $30 тыс в день. На участке планируется добывать 110,4 тыс карат алмазов в год при средней рыночной цене в $850 за карат. Количество сотрудников – 100 человек.
Rideback отмечает, что благодаря стремительному развитию глубоководной техники сегодня можно вести добычу с глубин до 200 метров и осуществлять отбор непосредственно на борту. De Beers использует 5 таких специальных судов, а также 1 исследовательский корабль.
В девяностые годы, начало эпохи крупных технических решений в этой области, опробовались самые различные методы "глубоководной добычи". Скачок вперед с экономически эффективным "вертикальным" решением, наконец, сделала компания германская Aker Wirth, которая входит в состав международного концерна AkerSolutions. Этот новый метод обеспечил повышение добычи сразу на несколько сотен процентов.
Метод основан на способе "аэролифта": из вышки бурового судна по буровой шахте, отверстию в середине корпуса судна на морское дно опускается буровое долото /"сверло"/ диаметром 6,5 метра и вращается по бурильной колонне. Сверло массой 60 - 65 тонн вращается примерно 12 – 25 раз в минуту и расшатывает при этом специальными "резаками", вращающимися внутри бурильного долота, алмазосодержащий слой породы. Камни, которые сами весят несколько тонн, плавно размельчаются. По колонне внутренним диаметром 60 сантиметров при помощи сжатого воздуха смесь воды и породы попадает на борт корабля для дальнейшей переработки.
ДРУГИЕ МНЕНИЯ
Глеб Моралев, главный геолог компании NordGold - золотодобывающая "дочка" "Северстали", включает 8 рудников в РФ, Казахстане, Гвинее и Буркина-Фасо.
"Когда то добыча нефти на шельфе казалась нереальной, однако в исторически короткие сроки именно добыча на шельфе сделала Норвегию ведущей нефтяной державой. Поэтому с фундаментальной точки зрения рано или поздно придется начинать освоение залежей металлических полезных ископаемых на больших глубинах. Если запасы и содержания окажутся большими, то отработка будет рентабельной и на больших глубинах", - сказал он.
"У меня нет сомнений, что потребуются в разы больше средств, чем заявлено. Кроме того потребуется разработка массы технических средств для ведения геологоразведки и отработки", - считает Г.Моралев.
Как отметил аналитик Rye, Man & Gor Андрей Третельников, экономика у такого проекта должна быть хорошей. "Это долгосрочный проект, поэтому Россия делает все наперед, чтобы забить место и постараться опередить Китай. Также проект экономически выгодный с точки зрения высоких содержаний", - сказал он.
Комментируя невысокие затраты на геологоразведку в течение первых 5 лет, А.Третельников предположил, что это предварительные затраты, необходимые для определения границ будущего месторождения.
Как считает аналитик ФГ "БКС" Олег Петропавловский, проект в целом уникальный. "Пока я не слышал ни в мире, ни в России, чтобы какие-то из подобных проектов все-таки получили практическое воплощение. В водах мирового океана существенные запасы металлов, в том числе редкоземельных, и при текущих ценах на золото, к примеру, можно ожидать, что он будет рентабельным, весь вопрос в том, существуют ли достаточные технологии по освоению таких месторождений", - говорит эксперт.

Прайм
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1265.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru