Компания «Порт Мечел-Темрюк» собирается увеличить объем перевалки с двух до до 3,27 млн т грузов в год. Она представила на общественные слушания в Темрюке проект «Реконструкция и техническое перевооружение портового комплекса». Объем инвестиций в него не называется. С учетом намерений ОАО «Южный Кузбасс» (входит в «Мечел-Майнинг») увеличить добычу угля к 2015 году до 22,9 млн т, наращивание перевалочных мощностей является логичным шагом, говорят эксперты. По мнению экологов, предложенные инвестором в ходе слушаний меры защиты окружающей среды недостаточны, так как перевалка угля и кокса открытым способом негативно влияет на природный комплекс.
ООО «Порт Мечел-Темрюк» представило в Темрюке на обсуждение общественности материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта «Реконструкция и техническое перевооружение портового комплекса». В пресс-службе ОАО «Мечел» „Ъ“ сообщили, что планируемый грузооборот порта после реконструкции — 3,27 млн. т в год (в настоящее время 2 млн т), из них — 3 млн т — уголь, остальное — прочие грузы.
Как следует из представленного плана, инвестор намерен построить три новых причала, железнодорожные пути, складские помещения, а также провести дноуглубительные работы. Кроме того, в ходе слушаний было заявлено о том, что в портовом комплексе «Мечел» будут внедряться новые технологии погрузочно-разгрузочных работ, которые призваны уменьшить негативное воздействие перевалки угля на окружающую среду. Объем инвестиций в проект в компании не раскрывают. По оценке аналитика «Финам Менеждмент» Дмитрия Баранова, проект реконструкции может обойтись инвестору в 600-700 млн руб.
«Порт Мечел-Темрюк» зарегистрировано в Темрюке в 2008 году, владелец предприятия — ООО «Мечел-Транс» (Москва). Выручка в 2009 году — 158,8 млн руб., чистая прибыль — 7,7 млн руб. (данные СПАРК-Интерфакс). Порт расположен на Азовском море при впадении в него реки Кубань, в 4 км от города Темрюк. В настоящее время универсальный перегрузочный комплекс состоит из двух рабочих причалов. Основные виды грузов — уголь, кокс, металлопрокат. Через порт реализуются импортные поставки коксующегося угля американской угольной компании «Мечел Блустоун», также идет экспорт энергетического угля из Кузбасса. Сырье в основном реализуется в Европе и Турции.
ОАО «Мечел» основано в 2003 году, является одной из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях. В компанию входят предприятия в 13 регионах России, а также в США, Казахстане, Румынии, Литве и Болгарии. По результатам финансовой деятельности за девять месяцев 2010 года выручка «Мечела» составила около $7 млрд, чистая прибыль — $462 млн (данные компании).
"Мечел" приобрел порт «Темрюк-Сотра» в 2007 году за $6,108 млн. Его конкурентными преимуществами являются удачное географическое положение, возможность круглогодичной навигации, близость к Азовскому и Черному морям, наличие относительно свободных автомобильных и железнодорожных подходов», — отмечает Дмитрий Баранов.
«Проект в порту Темрюк важен для ОАО„«Мечел“», так как решает проблему сырьевого обеспечения его активов в Европе и Турции. Это самая удобная площадка для экспорта энергетического угля. Учитывая планы ОАО „Южный Кузбасс“ (UKUZ — входит в «Мечел-Майнинг») по увеличению добычи угля к 2015 году до 22,9 млн т., наращивание перевалочных мощностей является логичным шагом», — говорит аналитик. компании SeaNews (Санкт-Петербург) Лилия Аксенова.
По мнению депутата Темрюкского райсовета Вадима Новопашина, предложенные в ходе слушаний инвестором меры защиты окружающей среды недостаточны. «Перевалка угля и кокса открытым способом негативно влияет на природный комплекс водно-болотных угодий международного значения «Дельта Кубани», рыбопитомники осетрового завода и рыбколхоза „Голубицкий“, а также курорт местного значения станица Голубицкая», — говорит депутат. Он отметил, что в своем обращении к инвестору и районной власти ассоциация «Возрождение Тамани», объединяющая 24 общественные организации, призвала все предприятия, работающие в порту Темрюк, в том числе «Порт Мечел», провести государственную экологическую экспертизу с целью получения объективных данных по комплексному воздействию всех предприятий порта на окружающую среду. «Если до начала будущего года результаты экспертизы не будут получены, мы потребуем прекратить перевалку грузов открытым способом», — заявил господин Новопашин. С точки зрения общественников, приемлемым вариантом было бы создание портового комплекса с перевалкой сыпучих грузов в закрытом помещении».
В пресс-службе ОАО «Мечел» „Ъ“ пояснили, что планируемые к реализации природоохранные мероприятия позволяют минимизировать вред окружающей среде. Ссылки экологов на европейские нормы представители компании назвали некорректными, отметив, что Европе практически все порты открытого, а не закрытого типа.