Arcelor Mittal и американская угольная компания Peabody Energy купят австралийскую Macarthur Coal, крупнейшего в мире поставщика пылеугольного топлива (PCI) для меткомбинатов.
После того как партнеры повысили стоимость сделки до 5,2 млрд. долларов, правление Macarthur Coal приняло их предложение. Теперь компания переходит в собственность консорциума, в которой 60% принадлежит Peabody, 40% ‒ Arcelor Mittal.
Как отмечают эксперты, в последние годы спрос и цены на металлургическое сырье растут быстрее, чем стоимость стальной продукции из-за расширения спроса со стороны таких стран как Китай, Индия, Корея и Япония, так что Macarthur Coal, обладающая подтвержденными запасами в 270 млн. тонн угля, представляет собой весьма привлекательный актив для Peabody Energy, которая таким образом получает выход на новый для себя азиатский рынок. Что касается Arcelor Mittal, то эта группа уже давно провозгласила достижение максимального сырьевого самообеспечения своей важнейшей стратегической задачей, а сейчас она сделала очередной шаг на этом пути.
Аналогичным образом действует и японская компания Nippon Steel, заявившая о начале реализации угольного проекта Revuboe в Мозамбике. Участники проекта, в число которых также входят корейская металлургическая компания Posco и австралийская Talbot Group, намерены приступить к разработке месторождения в 2014 году, получая оттуда 5 млн. тонн коксующегося угля в год. Эта продукция будет поровну делиться между тремя партнерами. Nippon Steel, пока получающая нужный ей уголь из Австралии и Северной Америки, планирует покрывать за счет Мозамбика до 15% своих потребностей, составляющих в настоящее время около 12 млн. тонн в год.
В целом эксперты рассматривают мозамбикскую провинцию Тете, где расположено месторождение Revuboe, как один из трех угольных регионов будущего, наравне с российским Эльгинским месторождением и монгольским Tavan Tolgoi. По прогнозам специалистов, в 2015 году в Мозамбике будет добываться порядка 15 млн. тонн коксующегося угля в год, а к 2020 году этот показатель возрастет до 20 млн. тонн в год.
О том, что этот уголь ни в коем случае не остается невостребованным, свидетельствуют, в частности, очередные сообщения о перспективных металлургических проектах в Индии. Компания SAIL, крупнейший производитель стали в стране, анонсировала строительство еще одного металлургического комбината мощностью 5 млн. тонн в год в штате Джаркханд. Продолжительность строительства оценивается в 3,5 года с момента получения всех необходимых разрешений и лицензий. Впрочем, именно преодоление бюрократических барьеров зачастую является в Индии наиболее сложной и продолжительной стадией.
Tata Steel, ведущая негосударственная металлургическая компания Индии, также заявила о готовности построить меткомбинат в штате Карнатака. Мощность предприятия пока не указывается. По некоторым данным, Tata Steel собирается перенять эстафету у корейской Posco, которая ранее планировала возвести в этом штате сталелитейный завод на 6 млн. тонн в год, но в настоящее время близка к закрытию этого проекта, разочаровавшись в нем из-за невозможности справиться с бюрократическими проволочками.
Металлурги в тумане
На мировом рынке стали все еще продолжается летняя пауза. Металлургические компании и их клиенты пока не проявляют значительной активности, ожидая прояснения экономической ситуации в западных странах, спад в которых, по мнению многих специалистов, может привести к новому витку мирового кризиса. Из-за этого потребители стальной продукции воздерживаются от новых закупок, опасаясь вкладывать средства в создание запасов. Впрочем, резервы у них находятся на минимальном уровне, так что металлурги не без оснований ожидают, что покупателям вскоре так или иначе придется вернуться на рынок.
Пока что производители стальной продукции медленно поднимают цены, не обращая внимания на недостаточный спрос. Так, на Ближнем Востоке перед завершением Рамадана турецкие производители арматуры подняли котировки до 730-750 долларов за тонну FOB, хотя их клиенты из стран Персидского залива заявляют, что и 730 долларов за тонну CFR для них сейчас слишком дорого. Впрочем, металлурги, в свою очередь, указывают на стабильно высокие цены на заготовки и металлолом. Поставщики полуфабрикатов из СНГ продолжают удерживать стоимость своей продукции на уровне 680-690 долларов за тонну FOB и ожидают возвращения покупателей на рынок в середине сентября.
В то же время попытка повышения цен на плоский прокат в странах Ближнего Востока, предпринятая российскими и украинскими компаниями в середине августа, похоже, не увенчалась успехом. В конце месяца экспортеры были вынуждены вернуть цены на прежний уровень. Стоимость украинских горячекатаных рулонов в итоге установилась в интервале 690-700 долларов за тонну FOB, российских — примерно на 10 долларов за тонну выше. Украинская толстолистовая сталь котируется в районе 755-760 долларов за тонну FOB. В целом этот сегмент рынка плоского проката выглядит более устойчивым, чем других видов листовой продукции.
Большое влияние на Ближний Восток оказывает ситуация в Европе, где деловая активность все еще практически на нуле. Европейские компании отказываются от новых закупок стальной продукции. Вследствие этого и продавцы вынуждены держать цены на неизменном уровне. Металлурги, впрочем, еще не потеряли надежды на рост цен на плоский и длинномерный прокат в сентябре.
В Восточной Азии сталелитейные компании как раз пытаются приподнять цены. Китайские компании предлагают горячекатаные рулоны примерно на том же уровне, что и в середине августа, ‒ 700-710 долларов за тонну FOB, но их коллеги из других стран региона повысили котировки до около 720-730 долларов за тонну FOB. Правда, спрос пока остается минимальным вне зависимости от цены. С несколько большим оптимизмом смотрят в будущее азиатские производители длинномерного проката. В конце сентября завершается сезон дождей, что означает неизбежное оживление региональной строительной отрасли.
Еще один шажок вверх
Спотовые цены на мировом рынке железной руды поднялись еще на одну ступеньку. К концу прошлой недели стоимость 63,5%-ного индийского концентрата при поставках в Китай достигла 188-189 долларов за тонну CFR. По мнению аналитиков, этот медленный рост будет продолжаться. Хотя ситуация с поставками руды в ближайшие несколько недель улучшится, так как завершение муссонных дождей в Индии облегчит транспортировку сырья, специалисты не видят причин для его удешевления.
Китайские компании продолжают закупать большие объемы железной руды, поскольку в стране увеличивается выплавка стали. Кроме того, некоторые компании уже думают о приближающейся зиме. В последнее время серьезными поставщиками руды в Китай стали Россия и Украина, а в тих странах немаловажное значение имеют сезонные факторы.
Железорудные компании, устанавливающие квартальные цены на основании спотовых индексов с месячным лагом, уже определились со стоимостью сырья в октябре-декабре. Австралийский 62%-ный материал, поставляемый корпорациями BHP Billiton и Rio Tinto, в четвертом квартале текущего года будет продаваться по базовой цене 175,63 доллара за тонну FOB, что менее чем на 1% меньше, чем в предыдущие три месяца.
Характерно, что эти цены практически соответствуют текущему уровню спотового рынка, так что каких-либо противоречий между поставщиками и потребителями не должно возникнуть. Впрочем, даже китайские компании, долго сопротивлявшиеся введенному в прошлом году механизму ежеквартального определения цены, смирились с неизбежным. В частности, китайская компания Baosteel, которая часто выступает от лица всей национальной металлургической отрасли, сообщила, что приобретает руду по ценам, уровень которых зависит от среднего значения трех спотовых индексов.
Несмотря на все меры, принимаемые китайскими металлургическими компаниями по достижению сырьевой независимости, они по-прежнему вынуждены соглашаться на условия поставщиков сырья. Если ранее многие специалисты предсказывали снижение цен на руду после 2012 года вследствие увеличения объема предложения, то теперь большинство прогнозов исходят из сохранения высокой стоимости этого материала. Так, британская компания London Mining ожидает, что руда будет стоить дороже 150 долларов за тонну FOB Австралия по меньшей мере до 2015 года.
Компания Rio Tinto, второй по величине в мире производитель железорудного сырья, выступила с прогнозом, в котором оценила увеличение глобального спроса на руду в 100 млн. тонн в год в течение восьми лет. Это означает, что оборот мирового рынка ЖРС к концу текущего десятилетия возрастет почти на 80% по сравнению с нынешним уровнем. Как считает Rio Tinto, расширение потребностей в руде произойдет не только за счет Китая, но и вследствие процессов индустриализации и урбанизации в других развивающихся странах. К тому же Индия через несколько лет может превратиться в нетто-импортера железной руды.