Генеральный директор ОАО "ММК" Борис Дубровский об итогах и перспективах



- Борис Александрович, позади 100 дней вашей работы в должности генерального директора ОАО "ММК" - срок, после которого принято подводить первые итоги. Потребители металлопродукции, от которых, собственно, и зависит стабильность работы металлургических предприятий, до сих пор полностью не восстановились после первой волны кризиса, а уже говорят о второй. Тревожные новости приходят с фондовых рынков, некоторые аналитики убеждены в том, что второй волны кризиса не избежать. Каковы в связи с этим перспективы российского и мирового рынков металла и насколько прочны на них позиции ММК?
- Безусловно, есть тревожные признаки - проблемы в еврозоне, связанные с долговыми обязательствами европейских стран, снижение рейтинга США… Это достаточно знаковые события. В мировой экономике накопилось немало проблем, и простого способа их решения не существует. Вместе с тем промышленные компании, и ММК в том числе, показывают неплохие производственные результаты. Ситуация достаточно противоречивая. Нестабильность на финансовых рынках неизбежно влияет на производственную сферу, мы убедились в этом в 2008 году. Не возьму на себя смелость прогнозировать, будет вторая волна кризиса или нет. Но все мы помним, как в 2008 году лопнувшие финансовые пузыри повлияли на реальный сектор экономики.
Из кризиса 2008 года, самого сложного кризиса послевоенного времени, мировая экономика должна выйти с новыми принципами, на которых будет построена новая экономическая модель. И эти новые подходы сейчас ищут во всем мире. Ситуация изменилась, и мы должны меняться вместе с ней.
Тем не менее, потребление металлопроката в мире ежегодно растет на 5-7 процентов, и это, безусловно, является признаком восстановления экономики в целом. И ММК 2011 год закончит с увеличением объемов производства. Достаточно определенно просматриваются перспективы 2012 года - мы также планируем рост производства на 7-10 процентов от объемов нынешнего года.
В краткосрочной перспективе, а если быть точным - в четвертом квартале мы прогнозируем, что продажи на рынке металлопродукции будут вестись активнее, и это связано в первую очередь с сезонными факторами.
- В нынешних условия металлургические предприятия работают на рынке покупателя, следовательно, не могут поднимать цены на свою продукцию, несмотря на значительный рост цен на сырье…
- Да, в течение квартала цены на сырье выросли на 30 процентов В экономике немало таких перекосов - добывать сырье в нынешних условиях более выгодно, чем выпускать высокотехнологичную продукцию. Но все меняется, и надо уметь видеть перспективу. У ММК есть свои конкурентные преимущества, прежде всего - наши прокатные мощности, уникальные для России и для большинства стран Европы - стан "5000" ГП и стан "2000" ХП, которые позволяют нам выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Мы используем, повторюсь, уникальные технологии и спрос на эту продукцию гарантирован. Новые станы предоставляют нам новые возможности, и их необходимо использовать в полной мере. Но во многом это зависит и от того, как будут развиваться, в частности, трубопроводные проекты, для которых стан "5000" ГП и предназначен.
Достаточно успешно, на мой взгляд, идет освоение сортамента и новых технологий на стане "2000" ХП. Наша основная задача в настоящее время - запустить в течение первого квартала 2012 года вторую очередь комплекса холодной прокатки.
Продолжая инвестировать в производство, мы, тем не менее, закладываем новые принципы в формирование бюджета предприятия. В то время, когда ММК инвестировал значительные средства в строительство новых производственных мощностей, без привлечения заемных средств нельзя было обойтись - так работают во всем мире. Теперь мы ставим задачу - снизить кредитную нагрузку, бюджет 2012 года мы формируем бездефицитным и сбалансированным.
- В июле текущего года завершен еще один крупный инвестиционный проект Магнитки - построен металлургический комплекс в Турции. Как вы оцениваете перспективы этого проекта? Когда он выйдет на производственную мощность?
- Перспективы в целом позитивные. На полную производственную мощность комплекс выйдет до конца текущего года. С ростом объемов производства и освоением сортамента предприятие планирует выйти на прибыль в четвертом квартале нынешнего года. Турецкий рынок - достаточно сложный, но есть множество факторов, позволяющих смотреть в будущее с оптимизмом.
- В одном из своих выступлений вы отметили, что пришло время жить по средствам. Поскольку практически половина работоспособного населения Магнитки так или иначе связана с деятельностью Группы компаний ММК, многих горожан беспокоит вопрос: не выльется ли оптимизация затрат в сокращение численности персонала и уменьшение фонда оплаты труда?
- Если ситуация изменится в худшую сторону, зарплаты металлургов и социальный пакет работников ММК будут урезаться в последнюю очередь, только после того, как будут использованы все потенциальные возможности, чтобы исправить положение. Уменьшение зарплат - это не то, с чего нужно начинать, если сбудутся прогнозы о второй волне кризиса. Это - мое глубочайшее убеждение. На крайние меры следует идти только при исключительных обстоятельствах.
В нынешнем году, как и в прошлом, ММК направит на реализацию различных социальных программ свыше миллиарда рублей. На поддержку пенсионеров и на благотворительную деятельность будет израсходовано свыше 361 миллиона рублей, на развитие медицины - 243 миллиона рублей. Несмотря на непростую ситуацию на рынке, ММК не снижает объемов социальной помощи.
Что касается сокращений... Поскольку мы прогнозируем оживление рынка металлопродукции и рост объемов производства, сокращения квалифицированного персонала, вовлеченного в процесс производства, не будет. Но существует тревожная тенденция - административно-управленческий персонал предприятия после кризиса 2008 года вновь начал расти. Необходимо привести этот показатель в соответствие с реальными производственными задачами. Новые бизнес-процессы, внедренные на ММК, позволяют определить, где происходит реальная работа, а где - имитация бурной деятельности. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда. Нельзя забывать об этом. И каждый менеджер должен ежедневно задавать себе вопрос - каков результат моей работы сегодня? Не количество совещаний, протоколов и телефонных звонков, а именно результат.
Процесс оптимизации расходов на нормально работающем предприятии не прекращается никогда. Необходимо постоянно сравнивать экономические показатели ОАО "ММК" с показателями в конкурирующих компаниях, ведь это дает представление о том, где мы недорабатываем. Это процесс перманентный, просто о нем больше говорят в условиях кризиса, но работа эта ведется на постоянной основе.
Что касается предприятий Группы ММК… Когда ММК создавал дочерние предприятия, в основе был принцип, которого мы придерживаемся и сейчас - предприятие должно обладать достаточной компетентностью для того, чтобы не только получать заказы от ММК, но и находить заказчиков "на стороне". Поэтому сегодня ничего принципиально нового в отношении "дочек" не происходит - мы возвращаемся к базовому принципу, ради которого и начинался процесс формирования дочерних предприятий. Сегодня каждое из них является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Я считаю, что материнская компания не должна жестко регламентировать деятельность этих компаний, не должна перехватывать у них инициативу. И прибыль будет в большем объеме оставаться у дочерних компаний, для того, чтобы стимулировать поиск новых клиентов и новых технологий. Позиция некоторых руководителей дочерних предприятий, которую мы видим сегодня, приводит к деградации - зачем проявлять инициативу, если есть крупный заказчик - ММК. Но отношения с "дочками" - это "улица с двусторонним движением". Руководителям дочерних предприятий необходимо научиться работать в рыночных условиях. Тем более что и материнской компании они должны предоставлять качественные услуги по рыночной цене.
-У всех дочерних предприятий есть возможность найти заказчика "на стороне"?
- У нас будет дифференцированный подход, ведь в Группе ММК - очень разные по профилю компании. Есть компании-производители, например, ММК-МЕТИЗ, есть сырьевые активы, есть сервисные предприятия. Сейчас мы формируем критерии и задачи для каждой из них. Эти целевые показатели будут сформированы для всех дочерних обществ в зависимости от их потенциальных возможностей. Но у всех предприятий Группы ММК в большей или меньшей степени есть потенциал, не реализованный в настоящее время. Не зря говорят - непрофильным бизнесом должны заниматься те, для кого он профильный. Это очень емкая формула. Рыночная перспектива есть у всех дочерних предприятий. При таком подходе у руководителя каждого общества будет формироваться другое сознание - понимание важности каждого заказчика, требованиям которого его услуги должны соответствовать. Если руководитель не сможет сформировать эти новые подходы к управлению дочерним обществом, нам придется искать тех, кто с поставленной задачей справится.
- А если руководство дочерних предприятий, ссылаясь на трудности, примет решение о сокращении численности персонала?
- Мы будем очень внимательно следить за динамикой этих изменений в каждом дочернем обществе. Если руководитель без серьезных на то причин сокращает персонал - значит, он расписывается в собственной беспомощности и неумении работать в рыночных условиях. Выводы будут сделаны соответствующие. И таким руководителям не стоит надеяться на то, что они останутся в своих креслах благодаря результатам, которые были достигнуты ими в прошлом. Рынок выдвигает новые требования к руководителю - нужно каждый день доказывать, что ты можешь справиться с теми вопросами, которые ставит перед тобой жизнь.
- "На кухнях" настойчиво обсуждают тему покупки ММК структурами, близкими к правительству или Газпрому. Есть основания для подобных разговоров?
- Мне об этом ничего не известно. Сложно комментировать слухи… Скажу одно - когда я в принимал решение вернуться на ММК, я исходил в том числе из того, что структура собственности меняться не будет.
- Большая часть вашей трудовой биографии связана с ММК и металлургией. Однако у вас есть опыт работы на Уралвагонзаводе, который является потребителем металлопродукции. То есть была возможность оценить взаимодействие с производителями металла со стороны клиента. Вы намерены использовать этот опыт сейчас?
- Безусловно. Взгляд с "той стороны" очень важен. Всем нам необходимо выработать в себе новые навыки работы с клиентами. Клиенты - это "активы" компании, так же, как производственные фонды. А в условиях кризиса - в особенности. Обязательства перед клиентом должны исполняться полностью и в срок. Уже многое сделано в этом направлении - начат проект по календарному планированию, который позволит безукоризненно соблюдать график отгрузки металлопродукции. Разрабатывается система дополнительной мотивации персонала, направленная на исполнение обязательств перед клиентом. Эти меры позволят нам не только сохранить, но и увеличить долю ММК на рынке металлопродукции.

Магнитогорский металл
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1317.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru