Ко Дню труда в Канаде (в 2011 г. - 5 сентября) хочется заметить, что за последние два года поставки на железорудный рынок этой страны совсем не интересовали российских производителей, которые трудились, прежде всего, на благо черной металлургии РФ. Но не забывали они и о трудящихся Китая, обеспечивая последних излишками российской продукции, чему способствовал существенный рост добычи и обогащения железной руды в субъектах СФО и, особенно, в ДФО.
В 1 п. 2011 г. в Сибири и на Дальнем Востоке значительное увеличение в финансовом объеме добычи и переработки железной руды к АППГ показали Кемеровская, Иркутская и Амурская области, причем последняя отличилась самыми высокими темпами роста – почти в 34 раза (с 39,4 млн. руб. до 1,34 млрд. руб.).
При этом в Кемеровской области Абагурский филиал «Евразруды» освоил в августе новую технологию, запустив в эксплуатацию вторую линию по производству и отгрузке профилактированного ЖРК. В результате содержание влаги в концентрате снизится с 8,5% до 5,5%, что позволяет повысить производительность агломашин и улучшить качество агломерата, в том числе устойчивость к низким температурам и экологичность продукции.
Другая кемеровская фирма - "Новая угольная компания" – в августе приобрела в Красноярском крае на аукционе 100%-й пакет акций ОАО "Краснокаменский рудник", который владеет лицензиями на карьер "Мулыга" (запасы ЖР - В+С1 - 12,043 млн. т), а также на месторождения "Рудный каскад" (В+С1 - 5,8 млн. т) и "Одиночное" (В+С1 - 39,074 млн. т). Дробильно-промывочная обогатительная фабрика ОАО "Краснокаменский рудник" не работала с 2008 г. по январь 2010 г. В мае 2011 г. этим проектом уже интересовалась гонкогская Qinglong. Отметим, что Красноярский край по итогам января-августа 2011 г. практически не изменил своей доли в продажах ЖРС из РФ. В общероссийском объеме экспорта прогрессировала та же Амурская область, что было особенно заметно на фоне сокращения доли поставок из других субъектов СФО и ДФО. В отличие от Красноярского края, в Томской обл. Бакчарский железорудный узел, по августовскому решению Роснедра, не будет выставляться на продажу. Идет переоценка его запасов (до 8 млрд. т, Fe 35- 53%), которые могут оказаться крупнейшими не только в РФ, но и в мире. Основная проблема данного актива – жидкие руды – может быть решена путем внедрения технологии скважинной гидродобычи до 2016 г. Другой проблемой является значительное удаление актива от инфраструктуры и крупных населенных пунктов. Аналогичное решение принято Роснедра в августе по Забайкальскому краю – в отношении двух аукционов по участкам Чарского месторождения. Но это не помешало Забайкалью приступить к подготовке строительства с 4 кв. 2011 г. на другом проекте - Быстринском ГОК, на котором планируется начать добычу до 2016 г., чтобы произвести из сырья Быстринского и Бугдаинского месторождений 2,136 млн. т железной руды. Однако строительство аналогичных ГОК в Якутии пока откладывается. В августе здесь остается неопределенной судьба проекта «Тимир», что осложняет привлечение в него новых инвесторов. ТЭО проекта планировалось подготовить до конца 2011 г., но пока правительство республики, настаивающее на двух этапах его реализации (ГОК и металлургический комбинат), «пристально наблюдает за переговорами» Evraz с АК "АЛРОСА". При этом не исключаются: отказ одного из участников проекта от строительства металлургического комбината; отсрочки завершения ГРР до 1,5 лет и переноса освоения Десовского месторождения — на четыре года, Тарыннахского и Горкитского — на восемь лет. Имеются проблемы и с финансированием проекта.
В качестве компромиссного решения в Якутске рассматривается возможность выпуска вместо стали DRI – не менее чем на пяти предприятиях из следующих: завод «Мечел» - на Пионерском; два завода – на проекте «Тимир»; три завода – на месторождениях, которые планируется выставить на торги. Первый из заводов DRI предлагается ввести в эксплуатацию в 2017 г. с использованием якутских железной руды, газа и угля. Определенность по проекту «Тимир» может повыситься по итогам общественных слушаний, которые запланированы на 30 сентября в Нерюнгри. В качестве одного из вариантов решения проблем данного проекта может рассматриваться его интеграция с дальневосточным металлургическим кластером, формирование которого в Приамурье дошло до стадии переработки руды.
Между тем, на Дальнем Востоке не исключается появление нового железорудного региона в Магаданской области - Южно-Омолонского рудного узла. Во всяком случае, инвестора для данного проекта, включающего строительство новых дорог, морских портов и объектов энергетики, с августа уже искала «Китайская объединенная горнопромышленная корпорация». Этот партнер также намерен начать работу по оформлению лицензии на магаданский проект, тем более что в качестве перспективного рынка потребления продукции в Магадане рассматриваются страны АТР, в т.ч. Япония и Ю.Корея.
При этом необходимо учитывать, что по итогам 2011 г. лидирующую позицию среди покупателей ЖРС российского производства, по оценкам SOGRA, сохранит Китай, а вот Ю.Корея займет лишь 10 место. Попадание Японии в «десятку» маловероятно. Впрочем, Колыма строит планы по самым ближним для себя соседям.
Ожидается, что реализации сибирских и дальневосточных проектов будет способствовать V Дальневосточный экономический форум, который пройдет 4-5 октября в Хабаровске по решению Совета Государственной Думы РФ. Во всяком случае, губернатор Хабаровского края В.Шпорт считает, что это мероприятие призвано «привлечь и усилить внимание государства к региону».
В августе губернатор подчеркнул, что председательство РФ в 2012 г. в форуме АТЭС - заметный фактор для использования стратегических возможностей по дальнейшей интеграции страны в экономические процессы АТР в интересах модернизации и развития экономики России, ее восточных районов. Эти процессы должны быть детализированы в разрабатываемой по поручению Президента РФ Д.Медведева «Концепции стратегии Российской Федерации в АТР и долгосрочного прогноза социально-экономического развития Дальнего Востока» с учетом геостратегических тенденций и особенностей сотрудничества России с ее партнерами по АТЭС.
На форуме планируется обсуждение приоритетных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, включая железорудные и инфраструктурные. По мнению В.Шпорта, региону необходимы модернизация и значительное увеличение пропускной способности БАМа, особенно в направлении Комсомольск-на-Амуре - Ванино – Советская Гавань. При этом В.Шпорт называет приоритетным для края проект создания первой в России ПОЭЗ «Советская Гавань», через которую планируются поставки продукции черной металлургии и излишков ЖРС, тем более что оно будет устойчиво дорожать. Так, к 2016 г. по оптимистичному сценарию не исключается удвоение цен на российский ЖРК при поставках его в Китай.
Другим важным направлением интеграции с АТР и поставок продуктов переработки руды должно стать строительство трансграничного железнодорожного моста через Амур в ЕАО, которое китайская и российская стороны начнут в ноябре 2011 г.
Таким образом, увеличивая отраслевую активность в железорудном секторе, Сибирь и Дальний Восток пока отстают от остальных регионов России, несмотря на возможность расширения местной минерально-сырьевой базы и соседство с Китаем - регионом основного спроса на сырье и продукты его переработки. Остается лишь выразить надежду, что создание в СФО и ДФО необходимой инфраструктуры поможет формированию здесь системы предприятий, обеспечивающих устойчивое повышение внутреннего потребления железной руды и экспорта излишков продуктов ее переработки. Над достижением этой цели, с учетом ценовых тенденций данного рынка, весьма целесообразно трудиться и чиновникам, и инвесторам, и рабочим, «долбящим» железную руду. Иначе нам так и придется гордиться рекордами ее поставок в Китай по далеко не короткому маршруту - Севморпути.
Юрий Кириллов