Общественность задумалась над последствиями строительства ферросплавного завода возле краевого центра.
В Красноярске начинают бить тревогу жители поселка Придорожный и микрорайона Солнечный. Их беспокоят планы кемеровской компании ЗАО "ЧЕК-СУ.ВК", которая в 2013 году намерена запустить новое металлургическое производство на бывших площадях Красноярского завода тяжелого машиностроения. Сырье для завода будет добываться на Усинском марганцевом месторождении в Кемеровской области, перегрузку обеспечит Хакасия, а конечная продукция – специальные добавки для черных металлов – будет выплавляться в Красноярске. В своей отрасли это самый масштабный проект в современной России. По признанию специалистов, он чрезвычайно важен для оборонной способности страны (ферросплавы используются в производстве специальных сталей). Запуск всей производственной цепочки создаст несколько тысяч новых рабочих мест. Но эти гигантские планы не на шутку беспокоят местное население, которое опасается ухудшения и без того сложной экологической обстановки в городе. По словам экологов, запуск ферросплавного производства чреват серьезным воздействием на окружающую среду, а Красноярск и так уже исчерпал свой лимит размещения таких крупных мощностей за счет алюминиевого завода. Больше всего общественность возмущена тем, что "ЧЕК-СУ.ВК" говорит о своих планах как о свершившемся факте, несмотря на то что никаких публичных слушаний по вопросу строительства не проводилось и даже не намечается. Ранее аналогичные возмущения звучали в Кемеровской области, где местное население выступило против строительства ГОКа на Усинском месторождении. Подробности читайте в материале "ФедералПресс".
"У нас уже есть алюминиевый завод, – заявил корреспонденту "ФедералПресс" 8 сентября глава Красноярского экологического союза Николай Зубов. – Второго такого металлургического гиганта экология города просто не потянет".
Соглашение о строительстве ферросплавного завода в окрестностях Красноярска было подписано в феврале 2010 года на очередном Красноярском экономическом форуме. На церемонии подписания, на которой присутствовал корреспондент "ФедералПресс", было объявлено, что новый завод станет абсолютным лидером в отечественной отрасли.
"Это проект сложный, но важный, – заявил тогда врио губернатора края Эдхам Акбулатов. – Он свяжет три региона. Сырье будет добываться в Кемеровской области, затем через Хакасию его транспортируют в Красноярский край на новый завод. Проект даст около 2,5 тысячи новых рабочих мест".
Усинское месторождение марганцевых руд в Кемеровской области является самым крупным в России. После выхода на проектную мощность красноярского завода "ЧЕК-СУ.ВК" будет закрывать отечественные потребности в ферросплавах на 30–40 %. Ферросплавы, которые выплавляются из марганцевых руд, – продукция необходимая для современной металлургии. Она нужна для производства чугуна, высококачественных сталей и сплавов, которые потом используются во всех ведущих отраслях промышленности. При этом Россия на данный момент испытывает острую импортную зависимость от поставок марганцевой руды.
Из Кузбасса в Хакасию сейчас строится автодорога, которая свяжет Усинское месторождение с хакасским поселком Туим. Здесь будет построен погрузочный терминал, откуда на красноярский завод пойдут железнодорожные составы, груженные марганцовой рудой. Общая стоимость проекта оценивается в 22 млрд рублей. Большая часть финансирования осуществляется Внешэкономбанком.
Выбирая окрестности Красноярска под строительство завода, руководство "ЧЕК-СУ.ВК" исходило из экономических соображений: достаточные энергомощности, развитая инфраструктура, уже имеющиеся площади, которые ранее принадлежали Красноярскому заводу тяжелого машиностроения. Как это часто бывает при реализации подобных масштабных проектов, о спокойной жизни окрестного населения думали в последнюю очередь.
В публичном пространстве города последние несколько месяцев идет оживленная дискуссия по поводу ущерба, который наносит окружающей среде Красноярский алюминиевый завод. Началась она после прошлогоднего конфликта между Русалом и менеджментом "Норильского никеля", которые разошлись во мнениях относительно того, как лучше управлять комбинатом. Подконтрольная противоборствующим сторонам пресса начала в Красноярске информационную войну. "Коньком" "Норникеля" стало загрязнение города КрАЗом, который принадлежит Олегу Дерипаске. Но тема эта периодически поднималась и ранее. Несколько лет назад, например, пришлось переселять целую деревню Коркино, которая долгие годы жила в шлейфе выбросов завода.
Споры вокруг КрАза, видимо, и послужили катализатором аналогичных споров, которые сейчас начинаются по поводу планов ЧЕК-СУ.ВК. Первыми недовольство начали высказывать жители микрорайона Солнечный, от которого до площадки будущего ферросплавного завода рукой подать. Он изначально строился, как "город машиностроителей", поэтому местное население прекрасно информировано о том, что происходит на площадях Красноярского машиностроительного завода. Люди начали обращаться в местные СМИ в надежде на то, что их услышат власти. Главная мысль, которую высказывают граждане, чрезвычайно проста: еще один КрАЗ – это уже чересчур.
Примечательно, что ЧЕК-СУ. ВК уже приходилось отстаивать свои планы в дискуссиях экологического плана. Так, в 2005 году население кемеровского поселка Междуреченск выступило решительно против строительства на Усинском месторождении ГОКа и даже предложило отобрать у компании лицензию на него. Убедить общественность в минимальном вреде строительства удалось с трудом. "В проекте очень сильна экологическая составляющая, поскольку строительство ГОКа на Усинском месторождении вызвало ожесточенные споры среди общественности", - вспоминает главный инженер ОАО "Проектный институт "Сибирский Промтранспроект" Алексей Иванов, который занимался проектированием автодороги от Усинского марганцевого месторождения и будущего ГОКа до границы с Хакасией.
Власти Красноярского края ранее обещали соблюсти все необходимые процедуры при подготовке к строительству ферросплавного завода. "Обязательны будут публичные слушания с жителями, которые проживают в непосредственной близости к заводу", - сказал краевой министр промышленности и энергетики Денис Пашков. Однако пока ничего не известно даже об их приблизительной дате.
"Разумеется, ни о каком переносе завода не может быть речи, - заявил корреспонденту "ФедералПресс" вчера, 8 сентября, источник в компании. – Проект ферросплавного производства поддержан первыми лицами страны. И не просто так, а благодаря личным связям между ними и основными акционерами компании. Собственно, и кредит ВЭБ выделил поэтому. Споры вокруг таких крупных строительств ведутся всегда. Кто-то и правда беспокоится по поводу природы, кто-то просто пиарится. Не исключено, что истерию вокруг проекта будут нагнетать накануне выборов. Любое производство вредит окружающей среде, это неизбежно. Но надо понимать, что сейчас к экологической составляющей выдвигаются жесткие требования. Их просто так не обойдешь".