Железнодорожная реформа обернулась дефицитом вагонов. РЖД резко сократила перевозки из-за недостатка парка, а ее «дочки» — Первая и Вторая грузовые компании подняли расценки на услуги. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против всех трех. Совокупный штраф может превысить 10 млрд руб.
О расследовании против РЖД, Первой (ПГК) и Второй (ВГК) грузовых компаний за непредоставление грузового подвижного состава сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на замруководителя службы Анатолия Голомолзина. По словам чиновника, ФАС получила пять жалоб. Все они поступили от грузовладельцев, сказал «Ведомостям» сотрудник службы. РЖД не может предоставить им вагоны, поскольку у компании серьезно сократился собственный парк.
Коллизия возникла из-за железнодорожной реформы. В 1997 г. была создана ПГК, в прошлом — ВГК. Им отошла большая часть парка РЖД (см. график). ФАС обязала всех трех разработать регламент, обеспечивающий предоставление вагонов всем без исключения грузовладельцам, говорит сотрудник ФАС. В идеале РЖД при наличии заявки на грузоперевозку должна обратиться ко всем операторам с предложением предоставить вагоны, а при отказе обязать ПГК и ВГК предоставить подвижной состав по регулируемым государством тарифам, объясняет он. Но по действующему регламенту «дочки» РЖД могут отказать грузовладельцу.
Именно такая ситуация и описана в жалобе кировской лесозаготовительной компании «Дюкон» (есть у «Ведомостей», подана в марте). Местный филиал РЖД принимает заявки на перевозки, но вагоны не подает. А отправляет грузоотправителей к ПГК или частным операторам. Но те либо просят за свои услуги значительно дороже гостарифов, либо вовсе отказывают в перевозке, говорится в письме.
У другого заявителя — «Российских коммунальных систем» (жалоба подана в августе, копия есть у «Ведомостей») филиалы РЖД и вовсе не стали принимать заявки на перевозку грузов: угля, хлора и проч.
Перебои с подачей вагонов начались весной, говорит сотрудник одной из компаний, писавших жалобу в ФАС. РЖД обязана обеспечить перевозку любого груза. Но вагоны отданы ПГК и ВГК, а те формально частные операторы, ссылаются на нерентабельность перевозки и могут отказать в предоставлении вагонов, добавляет он.
Сотрудник РЖД признает, что его компания очень часто из-за отсутствия собственных вагонов выступает агентом частных компаний.
Проблема действительно очень серьезная, соглашается федеральный чиновник. Он рассказал, что еще в июле министр экономического развития Эльвира Набиуллина писала письмо президенту РЖД Владимиру Якунину с просьбой разобраться в ситуации. В нем, в частности, говорится, что общее число заявок от крупных грузовладельцев, удовлетворенных РЖД, снизилось с 85-90 до 60%, а от малого и среднего бизнеса — с 75-80 примерно до 30%. При этом общий рост ставок за пользование вагонами достиг 30%, цитирует документ собеседник «Ведомостей».
ФАС может усмотреть в действиях РЖД и ее «дочек» нарушение антимонопольного законодательства. Если это произойдет, служба возьмет оборотный штраф со всей выручки нарушителей от грузовых перевозок, говорит сотрудник ФАС. Речь может идти о гигантских суммах. Выручка ПГК в 2010 г. составила 97,1 млрд руб., ВГК — 3,9 млрд руб., РЖД от грузоперевозок получила за 2010 г. около 950 млрд руб., сказано в годовых отчетах компаний. По закону штраф может составлять 1-15% от оборота, или в данном случае не менее 10,5 млрд руб.
РЖД еще не получила уведомления от ФАС о возбуждении дела и незнакома с претензиями, говорит представитель компании. Представитель ПГК от комментариев отказался, с его коллегой из ВГК связаться не удалось.