Утверждена разработанная АЦ «Эксперт-Урал» концепция развития первой на Урале ОЭЗ — «Титановая долина» (Верхняя Салда). В ближайшие десять лет один из крупнейших индустриальных узлов региона сможет выйти на новый уровень технологического развития, Свердловская область в целом — привлечь до 2,5 млрд долларов инвестиций и создать около 13 тыс. рабочих мест
В конце июля в Москве состоялось заседание Наблюдательного совета особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Титановая долина» — одной из четырех промышленных, зарегистрированных сегодня в РФ. Совет единогласно принял концепцию создания и развития ОЭЗ на ближайшие 20 лет, разработанную аналитическим центром «Эксперт-Урал» при участии Центра региональных экономических исследований ВШЭМ УрФУ и проектно-инвестиционной компании «Центр качества строительства» по заказу Корпорации развития Среднего Урала.
Концепция задает важнейшие целевые ориентиры* единственной в Уральском регионе ОЭЗ федерального уровня и предлагает стратегию, которая позволит «Титановой долине» выйти на уровень лучших инвестплощадок мира.
Российский контекст
До середины 2000 годов Россия не проявляла заметной активности в создании инвестиционных площадок, хотя особые экономические зоны и индустриальные парки развивались с конца 90-х. Импульс придал федеральный закон об ОЭЗ, принятый в 2005 году. С тех пор в стране создано 24 ОЭЗ, в том числе четыре — промышленно-производственного типа. Две из них, зарегистрированные в 2005 году в Татарстане («Алабуга») и Липецкой области («Липецк»), уже вышли на серьезный уровень как инвестиций, так и промышленного производства. Еще две зарегистрированы в конце прошлого года: «Титановая долина» в Свердловской области и «Тольятти» в Самарской. В целом, по данным исследования компании Ernst&Young, количество зарегистрированных в РФ индустриальных парков достигло двух сотен, из которых около 60 работают (в это число включены еще не запущенные, но активно строящие инфраструктуру).
Примечательно, что при сопоставимых затратах бюджета по сравнению с двумя начавшими развиваться в то же время федеральными ОЭЗ ППТ «Алабуга» и «Липецк» лучших результатов в привлечении инвесторов за последние пять лет добились индустриальные парки Калужской области. На эту область в 2010 году пришлось 8% привлеченных прямых иностранных инвестиций РФ, в результате небольшой регион с численностью населения около миллиона занял второе место после Москвы (!) по данному показателю. При этом калужские парки статуса ОЭЗ не получили, а значит, федеральных льгот по НДС и таможенным платежам не имели. Впрочем, и Татарстан, и Липецкая область (создавшая помимо федеральной ОЭЗ несколько весьма успешных небольших индустриальных парков — «особых зон регионального уровня»), и оба столичных региона, и другие субъекты РФ накопили успешный и неудачный опыт, который нужно учесть в будущем.
Но начнем с анализа опыта мирового: именно он задает лучшие ориентиры и позволяет избежать самых распространенных ошибок.
Лучшие зоны мира
Успех ОЭЗ определяется тремя ключевыми параметрами: объемом привлеченных инвестиций, объемом производства (или экспорта — в зависимости от целей создания ОЭЗ), количеством созданных рабочих мест. Мировые лидеры с этой точки зрения — свободные экономические зоны Джебель-али (Дубай) и Шеньчжень (КНР). Они занимают площади в десятки тысяч гектаров и привлекли за последние тридцать лет десятки миллиардов долларов инвестиций. Их ключевое и невоспроизводимое в наших условиях конкурентное преимущество — расположение рядом с портами, входящими в топ-10 крупнейших по грузообороту, а во втором случае еще и непосредственное соседство с Гонконгом.
России ориентироваться имеет смысл на лучшие из числа средних по размерам (максимум несколько тысяч гектаров) зон. Это Манаус (Бразилия), Даляньская, Чанчуньская, Харбинская зоны (Китай). За пару-тройку десятков лет они привлекли до десятка миллиардов долларов инвестиций, обеспечили прирост производства на 2 — 7 млрд долларов в год. Анализ факторов успеха таких зон и лег в основу маркетингового блока нашей концепции «Титановой долины».
Итак, каковы важнейшие факторы, приведшие к успеху лучшие ОЭЗ мира? Прежде всего комплексность. Чисто индустриальные зоны — это удел стран с низким уровнем человеческого капитала, дающие занятость на сборочных производствах низкоквалифицированным рабочим. Успешные индустриальные ОЭЗ интегрированы в крупные территориальные кластеры, где расположена мощная социальная, финансовая инфраструктура, логистический узел, технопарки, университеты и научно-исследовательские структуры. Второй важный фактор — «право первой ночи». По данным исследования Всемирного банка, нередки случаи, когда претендующая на продвинутость зона превращалась в набор отверточных или низкотехнологичных производств. И все потому, что первыми резидентами вместо электронной, например, промышленности, становились текстильные производства. Именно вокруг них уже стихийно выстраивалась реальная специализация зоны — к глубокому огорчению инициаторов ОЭЗ. Наконец, третий важный фактор — экономическое окружение. Если зона в чистом поле, если поблизости нет крупных городов с высоким потенциалом развития и сильных предприятий, никакой синергии не получится и серьезного долгосрочного эффекта для окружающей территории не будет.
Теперь перейдем непосредственно к ОЭЗ «Титановая долина». Как и за счет чего будет развиваться уральская зона?
Ключевой вопрос
Первый вопрос, который возникает у внимательного читателя: зачем в центре России, за несколько тысяч километров от ближайших портов и границ создавать ОЭЗ с существенными льготами по ориентированной на экспорт продукции? Для этого есть одна, но очень веская причина. Площадка будет рядом с Верхней Салдой, где расположено головное предприятие корпорации «ВСМПО-Ависма» (входит в ГК Ростехнологии), крупнейшей в мире как по мощностям, так и по объемам производства титана. Около 70% продукции корпорация поставляет на экспорт, обеспечивая до 40% всех потребностей в титане компании Boeing, до 60% — концерна EADS, 100% — Embraer, 95% — BF Goodrich.
Самый серьезный конкурент корпорации — китайские производители, сумевшие за считанные годы в несколько раз увеличить производство стратегического сырья, к счастью, пока серьезно уступающего по качеству салдинскому. Однако китайцы вкладывают очень большие ресурсы в эту отрасль, и отставание вполне может быть преодолено в течение ближайших лет. Более того, в КНР созданы три особые зоны по производству титановой продукции: Баоджи (или Баоцзы, город в северо-западной провинции Шэньси), Паньчжихуа, Лоянский район. Последние две пока не представляют для РФ серьезной угрозы: Паньчжихуа невелика, а Лоянский парк создан недавно. А вот «Титановая долина Китая» в Баоджи, созданная в 2000 годах на базе самых больших в мире запасов титана в ильмените вокруг ключевого титанового производителя КНР компании BaoTi, уже закрывает 15% мирового производства титана. Ежегодный прирост на протяжении последних четырех лет здесь составлял примерно 50%. Зона признана национальной промышленной территорией. Планы развития Баоджи до 2015 года предполагают увеличение производства собственно титановой продукции до 1 млрд долларов в год, что сопоставимо с объемами ВСМПО.
Если оставить все как есть, Россия на горизонте ближайшего десятилетия рискует потерять позиции на рынке титана. Единственный путь — углубление переработки продукции (сегодня основа экспорта корпорации — титановые слитки и полуфабрикаты, следующие переделы — за рубежом). Именно поэтому еще в середине 2000-х по инициативе одного из самых авторитетных в титановой отрасли ученых, в то время гендиректора корпорации Владислава Тетюхина ВСМПО выступило с предложением создания ОЭЗ рядом с Салдой. И огромные расстояния до границ и портов для титана не критичны: металл очень дорогой (на порядок дороже стали), титановые заготовки ВСМПО в существенных объемах поставляет автотранспортом (по Европе) и самолетами (на другие континенты). Кроме того, на территории Верхней Салды еще до решения вопроса об ОЭЗ (в августе 2007-го) появился первый успешный пример углубления цепочки переработки титана — Ural Boeing Manufacturing (UBM), совместное предприятие ВСМПО-Ависмы и Boeing. Основная продукция — элемент соединения самолетного крыла с фюзеляжем. С 2009 года здесь запущено серийное производство. И этот успешный опыт, будучи подкреплен налоговыми, таможенными льготами и снижением административных барьеров на площадке ОЭЗ, может решить вопрос долгосрочного устойчивого развития титанового комплекса РФ.
Добавим, что авиация и космос — далеко не единственные отрасли, на которые может ориентироваться ОЭЗ в части использования важнейшего конкурентного преимущества — наличия поблизости сырьевой базы. Это, например, энергетическое машиностроение, альтернативная энергетика, скоростной железнодорожный транспорт (если использовать возможности находящегося в трех десятках километров крупнейшего производителя вагонов Уралвагонзавода). В целом свыше десяти ключевых рынков, в рамках которых определены около 45 компаний, приоритетных с точки зрения привлечения в качестве потенциальных инвесторов.
Однако выделенная под ОЭЗ площадка (981,4 га) намного больше, чем нужно для размещения высокопроизводительных компактных производств на основе титана. И это легко объяснимо: разрешение от федерации построить одну из четырех в стране промышленных инвестплощадок с уникальными льготами получено, и важно использовать ее потенциал. Как его реализовать и сколько это будет стоить — и есть важнейшее содержание принятой концепции.
Не только титан
ОЭЗ, кроме наличия под боком ВСМПО, обладает еще рядом важных преимуществ, которые могут быть использованы. Во-первых, она географически располагается в центре одного из крупнейших промышленных комплексов: в пределах радиуса, экономически выгодного для перевозки большинства видов продукции с высокой долей транспортных издержек (500 — 700 км от ОЭЗ), сосредоточено 15% промышленного производства в РФ (четверть производства металлургии, около 30% — химии и нефтехимии, 15% — машиностроения, более половины — нефти). Эти отрасли предъявляют серьезный спрос на продукцию общепромышленного назначения. При анализе структуры потребления конкретных предприятий (в том числе их импорта) без труда выделяются порядка 15 — 20 промышленных специализаций, которые можно разместить на территории ОЭЗ: контрольно-измерительное, металлорежущее, подъемно-транспортное и электрооборудование, промышленные абразивы и т.п.
Второе направление — производства, ориентированные на восстанавливающиеся рынки промышленного и гражданского строительства. Свердловская область на протяжении последних лет по показателю выполнения строительных работ стабильно входит в десятку регионов-лидеров по стране, по показателям объемов жилищного строительства — в пятерку. Кроме нее, на Урале активную строительную политику ведут Башкортостан и Тюменская область. Часть производственных направлений, ориентирующихся на строительный спрос, может быть представлена потенциальными резидентами ОЭЗ «Титановая долина». В первую очередь это производство утеплителей и изоляционных изделий, металлоконструкций, алюминиевых профилей, стекла, светопрозрачных конструкций.
Другая возможность, которую дает новая инвестиционная площадка — разморозка или стимулирование инвестиционных проектов и программ уральских предприятий. Один из целого ряда предусмотренных концепцией вариантов — развитие химического кластера. На базе ОАО «Уралхимпласт» уже в течение полутора-двух лет действует химический парк «Тагил». И часть территории ОЭЗ «Титановая долина», расположенной в 30 км от Нижнего Тагила, может рассматриваться как потенциальная инфраструктурная площадка для химических производств.
Ручное управление и создание институтов
Определение отраслевых и технологических приоритетов в части размещения производств — задача важная. Но не менее важно создать систему, которая позволила бы реализовать эти приоритеты. Лучший мировой и российский опыт показывает: для построения эффективной системы привлечения инвесторов в регион нужно выполнить два условия — организовать соответствующие институты и заставить их нормально работать.
Первая составляющая многократно описана и опробована в целом ряде регионов. Она включает две структуры. Первая отвечает за привлечение инвесторов. Ее работа — продвижение региона на ключевых международных и российских выставках, форумах, адресные переговоры с потенциальными инвесторами, все вплоть до заключения соглашения. Вторая отвечает за работу с действующими резидентами: от достижения соглашения до сопровождения текущей деятельности производств, включая подключение к инженерным сетям, урегулирование проблем с поставщиками ресурсов, налоговыми органами, технадзором и иными структурами федерального, областного и местного уровней.
В Калужской области эта модель реализована в рамках Агентства по привлечению инвестиций и Корпорации развития, в других регионах функции привлечения выполняют региональные министерства, но в большинстве случаев весь функционал может быть возложен на Корпорацию развития. Важнейшую роль играет наличие эффективно работающего представительства в Москве: в ту же Калужскую область 80% заявок в первые годы приходило именно через данную структуру, позже, когда в области обосновались такие мировые производители, как VW, Вольво, поток пошел напрямую. Требования к уровню квалификации и компетенциям институтов развития перечислять также не имеет смысла: они были лаконично сформулированы еще в 60-е годы прошлого века автором сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю — западное образование, свободный деловой английский, высочайшая мотивация.
Не менее важно ответить на вопрос, как запустить работу этих институтов. Опыт Татарстана, Калуги, Липецка позволяет сформулировать два важнейших условия. Первое — готовая площадка. «Пока мы не показали инвестору готовую выровненную площадку с подведенными коммуникациями, разговаривать было не кем... Как только смогли продемонстрировать первое работающее предприятие на территории парка, процесс привлечения новых резидентов существенно упростился», — так характеризуют переломный момент в работе с резидентами представители Калужской и Липецкой областей.
Второе критичное условие на старте — личное участие первых лиц региона. Договориться с первым инвестором начать строительство нового стекольного завода на территории, где нет никакой инфраструктуры (а речь шла о сотнях миллионах рублей вложений со стороны предприятия и миллиардах — со стороны областного бюджета), — такие гарантии никто кроме губернатора дать в Липецке не мог. «Главный продавец у нас — губернатор, команда поддерживает и развивает его договоренности», — так сформулировал чиновник высокого ранга одного из успешных регионов причину эффективности. Хрестоматийным для российского делового сообщества стал пример губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, который дает номер личного сотового телефона каждому приходящему в область инвестору.
Если эти условия выполнены, то дальнейшая работа созданных институтов развития существенно облегчается.
Отдельная важная тема — инструменты привлечения инвесторов, возможные на уровне Свердловской области. Налоговые льготы, по мнению разработчиков, не должны кардинально отличаться от тех, что предлагают лучшие российские индустриальные парки и ОЭЗ. Это льгота по региональной составляющей налога на прибыль (ставка налога в 15,5%), освобождение от налога на имущество, транспорт и землю на десять лет с момента регистрации предприятия. Пока российские зоны и парки не могут похвастаться приемом, который применяют все успешные ОЭЗ развивающихся стран. Речь о сдаче в аренду построенных за счет владельца парка «легких» типовых цехов небольшим предприятиям. Наоборот, российская гигантомания привела к тому, что инвесторы и федеральных ОЭЗ, и парков запрашивают и получают заведомо больший необходимого объем ресурсов — энергии, газа, площадей.
Цена вопроса и эффективность проекта
В рамках разработанной стратегии приведен перечень конкретных компаний и приоритеты в части размещения производств разных специализаций и отраслей. Он позволяет оценить потенциальный эффект от работы зоны на долгосрочную перспективу. Уже к 2020 году ОЭЗ вполне может рассчитывать выйти на показатели лучших среди «средних» мировых: до 4 млрд долларов промышленного выпуска, из которых около трети — экспорт высокотехнологичной продукции; производительность труда — около 7,5 млн рублей на человека в год. Это уровень современных западных производств аналогичного профиля: Alenia Aeronautica (Италия) — 6,6 млн рублей; Goodrich Corporation (США) — 7,8 млн рублей; TIMET (США) — 10,0 млн рублей.
Инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ должны составить 27,7 млрд рублей, из них как минимум 60% за счет бюджета, вложения резидентов — 2,5 млрд долларов. Это прежде всего обеспечение энергомощностями (узел энергодефицитный, и получение 240 МВт мощностей потребует серьезных вложений либо в подключение к действующим сетям, либо в строительство собственной генерации), газом, водой, а также создание внутренней инфраструктуры: железнодорожных путей, таможенного терминала и т.д. Предварительные оценки по численности персонала дают потребность в рабочих местах около 13 тыс. единиц. Формально в нижнетагильском кусте городов избытка специалистов нет, но с учетом реализации инвестиционных планов ВСМПО-Ависма, а также кричащего разрыва в производительности труда тагильских промышленных гигантов (к примеру, УВЗ — около 1 млн рублей на человека) перекрыть эти потребности можно примерно на четверть за счет Салды, большую часть других специалистов даст Тагил. Конечно, при условии организации в этих городах системы профессиональной переподготовки кадров, и подобные планы уже заложены Уральским федеральным университетом.
Базовый сценарий развития ОЭЗ предполагает, что первая очередь освоения будет заполнена резидентами к 2016 году, вторая — к 2020-му, третья — к 2022 году. К 2024 году ОЭЗ выйдет на целевой объем освоения частных инвестиций, направляемых резидентами на создание промышленных объектов. По базовому сценарию и при условии приоритетности финансирования объектов инфраструктуры, ОЭЗ по выходу на проектную мощность будет ежегодно отдавать в бюджетную систему страны около 12,5 млрд рублей налоговых отчислений в текущих ценах. А к 2030 году (времени окончания действия режима ОЭЗ) суммарные налоговые отчисления резидентов за 20 лет составят примерно 118,2 млрд рублей (основные статьи: налог на прибыль — 32,1 млрд рублей, НДС — 65,1 млрд рублей).
Итак, 600 млн долларов государственных денег способны принести 3 млрд долларов инвестиций и ежегодную отдачу в 400 млн долларов только для бюджета. Эта простая арифметика дает нам ответ на вопрос о целесообразности инвестиций. Но дело не только в этом. На Урале пока нет ни одной реально работающей инвестплощадки (не отдельного предприятия, а именно площадки). Потому что отдельный успешный инвестор — это индивидуальные договоренности и ручной режим. А успешная инвестплощадка невозможна без создания системы. Система же — институты развития, комплекс профпереподготовки, нормативно-правовые акты, прежде всего в области региональных льгот и преференций, — выводит регион на новый уровень работы с инвесторами.