Шахты уходят в концессию



В первой половине октября завершится срок подачи заявок на концессию ведущих угольных госпредприятий — “Ровенькиантрацит” и “Свердловантрацит”.
Напомним, 11 августа начался долгожданный процесс привлечения частных инвестиций в госсектор угольной отрасли — Минэнергоугля объявило конкурсы по передаче в концессию на 49 лет целостных имущественных комплексов “Ровенькиантрацита” (оценен в 2,5 млрд. гривен) и “Свердловантрацита” (1,7 млрд. гривен).
Конкурсные предложения подаются в течение 60 дней и рассматриваются 45 дней после окончания сроков подачи. Предложения победителям и приглашения на переговоры для окончательного согласования конечного варианта концессионных соглашений направляются в течение пяти дней с момента принятия решения. Результаты конкурса публикуются в течение десяти дней.
По состоянию на 27 сентября было известно о трех поданных заявках. Первой свой интерес обозначила частная угольная компания Coal Energy S.A., которая владеет научно-производственным объединением “Механик” в Донецкой области. Однако 28 сентября стало известно, что Минэнергоугля отказало компании в допуске к следующему этапу тендера.
Кроме того, заявки на участие в конкурсе подали крупнейший частный вертикально интегрированный энергохолдинг страны ДТЭК и ЧАО “Донецксталь — метзавод” (Донецк). Претенденты — крупные игроки на отечественном рынке.
Производственные мощности сегмента угледобычи ДТЭК, входящей в СКМ Рината Ахметова, представлены тремя крупнейшими предприятиями отрасли — “Павлоградуголь” (10 шахт), “Добропольеуголь” (5 шахт) и “Шахта Комсомолец Донбасса” (1 шахта). Годовой объем добычи угля на шахтах ДТЭК составляет 19,2 млн. тонн.
Группа “Донецксталь” (в прошлом — концерн “Энерго”) Виктора Нусенкиса владеет угольными шахтами как в Украине, так и в России. Совокупные мощности холдинга по добыче угля уже сейчас достигают 15 млн. тонн. К тому же “Донецксталь” активно строит новые шахты в РФ, что позволит ей производить более 22 млн. тонн угля.
По словам директора департамента угольной промышленности Минэнергоугля Александра Вивчаренко, ограничений для подачи заявок практически нет. Разве что к конкурсу не будут допущены претенденты, в уставном капитале которых доля любого государства или госпредприятия напрямую или косвенно превышает 25% (долей, паев).
“Очень важно, на каких условиях будет проведен конкурс, — полагает Наталья Королевская, глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства. — Поскольку “Ровенькиантрацит” и “Свердловантрацит” не подлежат приватизации, эти объекты являются стратегическими для энергетического баланса в Украине, поэтому условия конкурса по концессии должны быть выписаны очень жестко, а квалификационные требования к участникам должны предусматривать существенный опыт и гарантии того, что уголь будет поступать в первую очередь на украинские ТЭС”.
Как отметил Вивчаренко, конкурсная комиссия выставила жесткие критерии отбора: поддержание уровня добычи угля, увеличение добычи, сохранение численности трудового коллектива, социальные гарантии.
Стоит отметить, что на сегодняшний день положение украинского углепрома достаточно тяжелое. Годовой бюджет отрасли составляет порядка 10 млрд. гривен. Но 70% этих средств идут на зарплаты шахтерам, тогда как на капитальные инвестиции и на запуск новых лав предприятия получают копейки. При этом износ основных фондов отрасли превышает 80%.
Как сообщил генеральный директор ГП “Свердловантрацит” Александр Коваль, в 2010-11 годах предприятие не получало бюджетных средств на модернизацию мощностей. Александр Богданов, генеральный директор “Ровенькиантрацита”, отметил, что предприятие уже пять лет испытывает нехватку оборотных средств из-за недостаточности бюджетного финансирования.
Королевская отмечает, что сегодня на повестке дня стоит обсуждение механизма концессии как способа мобилизации частного капитала для инвестиций в развитие угольной промышленности. “И если в ближайшие несколько лет не привлечь капитал в отрасль, мы понимаем, что такие флагманы, как “Свердловантрацит” и “Ровенькиантрацит”, могут остаться в бесперспективном состоянии”, — подчеркнула она.
В прошлом году оба предприятия приняли участие в рамках пилотного проекта государственно-частного партнерства с компанией ДТЭК. “Свердловантрацит” привлек у частного инвестора около 260 млн. гривен, которые были предоставлены при условии возврата инвестиций на протяжении года. “Ровенькиантрациту” удалось привлечь порядка 300 млн. гривен.
Эффект оказался колоссальным. “Свердловантрацит” увеличил добычу угля в 2010 году на 600 тыс. тонн (на 10%), до 6,4 млн. тонн, на предприятии начали готовить новые лавы, которые заработают только через несколько лет и позволят увеличить совокупный объем добычи к 2017 г. до около 7 млн. тонн. Однако для достижения этой цели необходимо выделить 2 млрд. гривен. инвестиций в производство.
Аналогичная ситуация и на “Ровенькиантрацит”. В прошлом году прирост добычи угля на предприятии составил 22% — до 6 млн. тонн. Чтобы повысить добычу угля в 2016 г. до 7 млн. тонн, угольному объединению необходимы капитальные инвестиции в размере 2,2 млрд. гривен.
Кроме проведения подготовительных выработок для своевременной подготовки лав и строительства новых горизонтов, “Свердловантрацит” и “Ровенькиантрацит” планируют до 2016 года закупать новую рабочую технику (проходческие комбайны, породопогрузочные машины, бурильные установки и т.д.).
Вместе с тем эксперты обращают внимание, что отношение к каждому даже самому позитивному начинанию зависит от его реального воплощения. Поэтому государственно-частное партнерство подразумевает собой прежде всего ответственность инвестора перед государством и обществом.
“Сейчас это единственный возможный шанс, когда предприятия остаются в госсобственности, но приходит инвестор и вкладывает достаточно серьезные ресурсы, — подчеркнула Королевская. — Но для меня важно, чтобы государство получило гарантии от инвестора, что инвестиционные и социальные планы в какой-то момент не будут пересмотрены”.
Выражают беспокойство и меры городов Свердловск и Ровеньки, поскольку угольные предприятия являются градообразующими для них. “Меня, как мэра города, интересует социальный вопрос. На балансе предприятия находится очень большая социальная сфера, поэтому очень важно при передаче предприятия в концессию не потерять рабочие места, чтобы не был закрыт ни один объект”, — отметил мэр города Свердловск Александр Шмальц.
Глава Ровеньков Александр Есенков сообщил, что доволен прошлогодним сотрудничеством “Ровенькиантрацит” в рамках государственно-частного партнерства, благодаря чему бюджет города практически удвоился и реализуется проект “Чистый город” по приобретению мусороуборочной техники. “Мы должны оставить для “Ровенькиантрацит” один только уголь, а город должен взять на себя решение социальных вопросов города”, — подчеркнул мер.
Как отмечают эксперты, необходимо использовать сложившийся позитивный опыт привлечения инвестиций в угольную отрасль, чтобы обеспечить развитие “Свердловантрацита” и “Ровенькиантрацита” на многие годы вперед. “В качестве механизма привлечения инвестиций, который наиболее полно отвечает интересам государства и предприятия, должна выступить концессия. Это станет тем “ручейком” поступления финансовых ресурсов от частных инвесторов, который позволит развивать шахты, сохранив контроль государства над активами”, — считает Королевская.

УКРРУДПРОМ
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1363.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru