Выкуп «Норильским никелем» собственных акций проводится неправильно, считает антимонопольная служба. Такая сделка должна получить одобрение комиссии по иностранным инвестициям, иначе может оказаться ничтожной.
Покупка «Норникелем» 7,71% своих акций за $4,5 млрд в ходе объявленной сделки buy-back может быть ничтожной, предупредил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев гендиректора «Норникеля» Владимира Стржалковского, основных владельцев компании — «Интеррос» и UC Rusal, организаторов депозитарной программы — Bank of New York Mellon и «ИНГ банк Евразия», а также организатора обратного выкупа акций — Citigroup. Письма им Артемьев разослал 5 октября (у «Ведомостей» есть копии писем, адресованных Стржалковскому и в «Интеррос»).
Доводы у Артемьева следующие: «Интеррос» и «Норникель» «составляют одну группу лиц на основании пункта 14 части 1 статьи 9 закона о защите конкуренции, которая имеет право распоряжаться более чем 10% общего количества голосов» компании. И «приобретение иностранным инвестором или группой лиц» акций компании, имеющей стратегическое значение, должно быть согласовано правительственной комиссией по иностранным инвестициям, пишет Артемьев. Сделки, заключенные без такого одобрения, ничтожны, резюмирует чиновник и предлагает Стржалковскому довести это до сведения «всех заинтересованных лиц».
В «Норникеле» и UC Rusal письмо Артемьева получили, подтвердили представители компаний. Их коллеги из Citigroup и «Интерроса» от комментариев отказались. Представитель ФАС комментировать содержание письма отказался.
Оферту всем акционерам «Норникеля» выставила 100%-ная «дочка» компании — Norilsk Nikel Investments. Компания хочет выкупить 7,71% акций «Норникеля» на $4,5 млрд, предложение действует до 28 октября. Выкупленные акции будут погашены. «Интеррос» предъявит к выкупу весь свой пакет (около 30%), говорил его представитель. В результате этой оферты совокупная доля «Интерроса», самого «Норникеля» и дружественной ему компании Trafigura станет контрольной, подсчитал аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин. Против этой оферты выступает другой крупный акционер «Норильского никеля» — UC Rusal.
Статья закона, на которую ссылается Артемьев, предполагает, что, раз «Интеррос» и «Норникель» — группа лиц, а NN Investment — 100%-ная «дочка» «Норникеля», то все три компании тоже формируют группу, имеющую право распоряжаться более чем 10% акций «Норникеля», объясняет старший юрист Goltsblat Антон Панченков. В этом случае иностранная компания NN Investment по закону об иностранных инвестициях должна согласовать в правительственной комиссии покупку даже одной акции «Норникеля», указывает Панченков.
Иначе после завершения выкупа ФАС может потребовать признать эту сделку недействительной на том основании, что она ничтожна, так как нарушает закон об иностранных инвестициях, правда, в суде нужно будет обосновать, почему ведомство признает «Интеррос» и «Норникель» группой лиц, указывает Панченков.
Представитель ФАС отказался объяснить, почему служба называет «Интеррос» и «Норникель» группой, сославшись на коммерческую тайну. Стржалковского на пост гендиректора предлагал владелец «Интерроса» Владимир Потанин — дело в этом, говорит сотрудник ФАС (см. врез). «Интеррос» и «Норникель» не группа, уверены представитель «Норникеля» и источник, близкий к «Интерросу».
Письмо Артемьева — только часть переписки между ведомством и «Норникелем», начатой в августе по обращению самой компании и UC Rusal, и оно не содержит никаких требований, рассказывает представитель «Норникеля». О сути обращений он не говорит. «Норникель» предоставил ФАС информацию о том, что он не является группой лиц с «Интерросом», и попросил проверить это, знает близкий к холдингу источник, об итогах проверки он не знает (представитель ФАС это не комментирует).
Теперь «Норникель» снова направит службе свои аргументы по поводу того, почему он вместе с «Интерросом» не составляет группу, подчеркивает представитель «Норникеля». Так что программа обратного выкупа акций реализуется в полном объеме и по объявленным ранее параметрам, добавляет он.
Даже если потребуются какие-то согласования с правительственной комиссией, едва ли это станет серьезной проблемой для «Норникеля», ведь комиссию возглавляет премьер Владимир Путин, а Стржалковский с ним в хороших отношениях, напоминает Смолин. Но для получения разрешения правительственной комиссии нужно 3-6 месяцев, что не позволит провести выкуп акций в объявленные сроки, опасается сотрудник одной из компаний — адресатов письма Артемьева.