Газета "Гудок" - Обострение ситуации при вывозе угля повторяется в Кузбассе уже не первый год. Проблемы связаны с появлением новых перевозчиков со своим подвижным составом и условиями оплаты.
Изначально система железнодорожного транспорта была ориентирована на управление подвижным составом, принадлежащим одному собственнику. Вагоны, таким образом, были обезличены – грузили тот, который было технологически удобнее грузить. Теперь же, с появлением десятков собственников, возникает неразбериха: надо грузить вагон конкретного оператора, который может находиться далеко от места погрузки.
Рынок частных перевозок сравнительно молод, поскольку образовался всего несколько лет назад. Единая монопольная система стала раздробленной, поэтому эффективность использования вагонного парка снизилась, что вполне закономерно.
Справедливости ради стоит признать, что сама по себе реформа ОАО «РЖД» на верном пути, ведь развивается конкурентный рынок грузовых перевозок, налаживается более эффективное корпоративное управление, есть приток частных инвестиций. У грузоотправителей в свою очередь появляется возможность выбирать оператора перевозок.
Но, с другой стороны, операторы должны понимать свою ответственность и направлять вагоны только тому грузоотправителю, с которым есть договорённость. И вот с этим возникают большие проблемы.
На территории Кемеровской области работают более 200 операторов. Основную долю, более 80% топлива, везут крупные перевозчики: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», ООО «Новотранс», ЗАО «НефтеТрансСервис», ООО «ЗапСиб-Транссервис». Остальные 20% – ООО «РГД-транс», ООО «Транспортный актив» и другие, мелкие.
Крупные компании, имея долгосрочные договорённости с грузоотправителями, как правило, подают полувагоны на фронты погрузки организованными маршрутами. Мелкие же частники в большинстве своём имеют краткосрочные договорённости и подводят порожняк неорганизованно. В одном составе могут находиться полувагоны сразу 10, а то и 20 частников. Это мешает поездной работе углепогрузочных станций. Железнодорожники теряют тяговые и маневровые ресурсы, увеличивается порожний пробег и т.д.
Часто полувагоны приходят к грузоотправителю гораздо раньше заявленного времени. Железнодорожники вынуждены оперативно договариваться с операторами о том, чтобы переоформить заявку на погрузку и не мешать другим перевозчикам подавать свои маршруты. Если же вагоны мелких собственников приходят в выходные дни, дозвониться до руководителей компаний-операторов вообще невозможно, поскольку головные офисы частников находятся в Москве.
Проблема ещё и в том, что многие частные операторы наотрез отказываются от социальных перевозок угля для нужд ЖКХ. Операторы преследуют только собственные коммерческие цели. Это неверная позиция. Перевозчики, работающие в регионе, за счёт наших угольных предприятий зарабатывают большие деньги, поэтому им надо уважать наши интересы и интересы страны. Экспорт важен, но мы не можем оставить собственное население без тепла.
На недавних совещаниях участников перевозочного процесса в администрации Кемеровской области мы рекомендовали операторским компаниям рассмотреть возможность участия в перевозках топлива в адреса предприятий ЖКХ в объёмах не менее 15–20%. И многие согласились с этим. А некоторые операторы, например ООО «Новая перевозочная компания», стали более организовано подавать свои маршруты на станции погрузки.
Мы пытаемся договариваться со всеми участниками перевозочного процесса каждый год. И каждый год находим взаимопонимание, но проблема от нас не уходит. На мой взгляд, законы попросту не успевают за развитием отношений участников перевозочного процесса. Поэтому на смену существующим документам, регулирующим отношения железнодорожников, собственников и грузоотправителей, должна прийти совершенно новая нормативная база, где будет очень жёстко прописана ответственность каждого участника перевозок. Это и обязательное заключение долгосрочных соглашений между угольщиками и операторами, и подача вагонов на фронты погрузки только организованными маршрутами, строго по времени. Но главное – количество собственников на углепогрузочных станциях Кузбасса надо сокращать.