Запуск электросталеплавильного комплекса (ЭСПК) “Днипросталь” потребует от корпорации “Интерпайп” практически двукратного увеличения заготовки металлолома.
Достичь этого трубно-колесная компания Виктора Пинчука планирует, потратив 30 млн. долларов в ключевых промышленных регионах Украины. Заготовители металлолома — в предвкушении щедрости зятя экс-президента Украины.
Накануне начала испытаний ЭСПК “Днипросталь”, который достраивается в Днепропетровске, топ-менеджмент “Интерпайпа” раскрыл детали своей будущей металлоломной экспансии. По словам генерального директора компании Александра Киричко, в 2011-2012 годах “Интерпайп” инвестирует в развитие региональной сети ломозаготовительных площадок 30 млн. долларов. С большой долей вероятности новые площадки к существующим у Днепропетровского и Луганского “Вторметов”, которые и так входят в структуру “Интерпайпа”, появятся в Киевской, Харьковской, Одесской, Житомирской, Винницкой, Полтавской и Сумской областях. По оценкам ломозаготовителей, при средней стоимости комплектации в 500 тыс. долларов заявленных инвестиций “Интерпайпу” хватило бы на 60 новых площадок. Однако Киричко утверждает, что площадок будет меньше, а инвестиций в каждую — больше.
В сентябре начальник управления корпоративных отношений “Интерпайпа” Дмитрий Кисилевский сообщил, что ключевой для группы Днепропетровский “Втормет” уже получил трое пресс-ножниц AKROS Henschel для переработки лома и получит еще пять мобильных перегружателей лома Sennebogen общей стоимостью 8,5 млн. долларов.
Очевидно, что инвестиции в каждый из ключевых для “Интерпайпа” ломозаготовительных регионов будут поменьше, чем в Днепропетровске. Но в целом объем вливаний в сеть по заготовке и переработке лома будет существенным. А какая-то их часть уже в следующем году непременно попадет в карманы будущих партнеров “Интерпайпа” по готовящейся межрегиональной экспансии. По заверению топ-менеджеров группы, ЭСПК, который сдадут в эксплуатацию в марте 2012 года, лишь на следующий год будет полностью обеспечен собственным ломом. Как утверждает Киричко, в 2010 году ломозаготовительные подразделения группы собрали не более 600 тыс. тонн лома. Тогда как после выхода “Днипростали” на проектные мощности (1,32 млн. тонн трубной и колесной заготовки в год) и вывода из эксплуатации мартенов “Интерпайп — НТЗ” в 2014 году ЭСПК в идеале потребуется до 1,45 млн. тонн стального лома в год. Другими словами, перед “Интерпайпом” стоит задача не только удвоить заготовку металлолома, но и занять не менее 20% этого рынка. Как уверяет директор ООО “МЗ “Днипросталь” Геннадий Есаулов, какую-то часть лома можно заменить отходами собственного металлургического производства, передельным чугуном, железом прямого восстановления и, возможно — железом горячего брикетирования. Однако после вывода из эксплуатации мартенов количество брака снизится в разы, а в целом заменители лома в шихте вряд ли займут более 20-30%. И это значит, что планам расширения интерпайповских вторметов нет альтернативы. Хотя экспансия днепропетровского и луганского “Вторметов” однозначно не вызовет большого восторга других крупных заготовителей и потребителей лома.
Представитель одной из харьковских ломозаготовительных компаний, пожелавший остаться неназванным, рассказал “УкрРудПрому”, что не видит в регионе лишнего лома, если только власти не начнут какую-то общегосударственную программу по замене устаревшего оборудования многочисленных машиностроительных предприятий. В противном случае “Интерпайпу” вряд ли удастся существенно пополнить свои запасы в Харьковской области. Ведь рынок уже устоялся, а значительная часть добытого в регионе лома перерабатывается на небольших электросталеплавильных установках местных машиностроительных предприятий. Поэтому единственным способом переориентировать потоки лома собеседник считает ценовой демпинг со стороны “Интерпайпа”. В киевской компании “Техностил” также полагают, что единственным способом нарастить присутствие в новых для себя регионах для “Интерпайпа” станет демпинг. Специалист считает, что после прихода на столичный рынок ломозаготовителей Пинчука цена на качественный лом в регионе может вырасти на 10%, да и то при условии приобретения “Интерпайпом” удачно размещенных площадок. Однако найти такие будет непросто, ведь рынок заготовки лома в столице и окрестностях уже поделен.
Пожалуй, единственной крупной сетью, которая может целиком отойти “Интерпайпу” без боя, эксперты называют украинскую сеть группы МАИР российского бизнесмена Виктора Макушина, который после обвинений в финансовых злоупотреблениях вынужден был покинуть Россию и сейчас проживает на Кипре. В Украине МАИР владел 80-100 площадками харьковского, черкасского, херсонского, житомирского, винницкого и николаевского “Вторметов” и планировал занять до 20% рынка. Но на практике это желание оказалось недостижимым. Максимум, чего смог добиться российский бизнесмен — это 400 тыс. тонн заготовленного лома в 2004 году, что составило менее 5% от общей заготовки. Еще в минувшем году украинские вторметы МАИРа были выставлены на продажу, но покупателя на всю сеть до сих пор не нашлось из-за завышенных ожиданий продавца и его желания продать весь бизнес целиком, а не частями. Тем не менее, топ-менеджеры Пинчука пока не подтверждают информации о том, что украинский МАИР скоро станет “Интерпайпом”. Хотя география приобретений Макушина в Украине частично и накладывается на карту слияний и поглощений владельца “Днипростали”.