Владелец НЛМК Владимир Лисин на заседании совета директоров Российского союза промышленников и предпринимателей в Москве 13 октября 2010 года. Победителем аукциона по покупке 75 процентов минус две акции крупнейшего в РФ железнодорожного оператора Первой грузовой компании (ПГК) стала компания Владимира Лисина, которая заплатит за актив почти 126 миллиардов рублей.
Победителем аукциона по покупке 75 процентов минус две акции крупнейшего в РФ железнодорожного оператора Первой грузовой компании (ПГК) стала НТК Владимира Лисина, которая заплатит за актив 125,5 миллиарда рублей, сообщил журналистам председатель аукционной комиссии Валерий Красновский.
В аукционе участвовал транспортный холдинг владельца НЛМК Лисина UCLH, который был представлен двумя структурами - Независимой транспортной компанией (НТК) и НТК-Вагон.
Аукцион стартовал с отметки 125,375 миллиарда рублей, первый шаг составил 125 миллионов.
Дальнейшие шаги должны были бы составить 500 миллионов рублей, но другие компании не стали торговаться, сказал Красновский.
"Лисин купил на первом шаге", - сказал Рейтер ранее источник, знакомый с итогами аукциона.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
НТК, выигравшая аукцион, будет финансировать сделку за счет займов и собственных средств, сказал журналистам гендиректор UCLH Олег Букин.
"Мы планируем заплатить деньгами, которые будут предоставлены банковскими учреждениями", - сказал Букин, не назвав банки и соотношение собственных средств и заемного финансирования.
Сделка может быть закрыта в течение 20 дней, сказал Букин.
По его словам, НТК после покупки ПГК выставит обязательную оферту РЖД на покупку оставшихся у нее 25 процентов акций ПГК:
"Мы в этом (в покупке пакета) заинтересованы".
Однако ранее менеджеры РЖД заявляли, что монополия не планирует избавляться от блокпакета.
Первый шаг сделали только две компании - НТК и НТК-Вагон, остальные два участника на первом шаге карточки не подняли, сказал Красновский.
Результаты аукциона были известны всем его участникам заранее, поэтому и не было торга, считает главный редактор транспортного портала InfraNews Алексей Безбородов.
По его словам, Лисин - единственный из участников, у которого были наличные средства, остальным пришлось бы обращаться за финансированием в банки.
В результате "вторым победителем", который будет иметь право на покупку ПГК в случае отказа НТК от сделки, была также признана компания Лисина.
Кроме компании Лисина, самого богатого бизнесмена РФ, чье состояние журнал Forbes оценивает в $24 миллиарда, за долю в ПГК боролись Трансойл нефтетрейдера Геннадия Тимченко и частный железнодорожный оператор Нефтетранссервис.
Участники рынка до последнего момента считали наиболее вероятным победителем структуру Тимченко.
"НОВЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ ИГРОК"
"Судя по тому, как проходил аукцион, создается впечатление, что структуры Тимченко решили отказаться от покупки ПГК... Это неожиданно, но вряд ли мы узнаем, почему так произошло", - говорит аналитик ВТБ-Капитал Елена Сахнова.
Победа Лисина - плохая новость для крупнейшего частного игрока Глобалтранса, сказала аналитик.
В отличие от Тимченко, для которого приоритетное значение имеют перевозки нефтепродуктов, компания Лисина станет очень серьезным конкурентом для Глобалтранса, сосредоточившись на перевозках универсальных грузов в полувагонах, полагает Сахнова.
"Но это очень хорошо для рынка, - говорит она. - Появился новый влиятельный частный игрок, который сможет спорить с РЖД по принципиальным для частных игроков вопросам".
По требованиям аукциона, который проводил Транскредитбанк, к борьбе за долю в ПГК были допущены зарегистрированные в РФ прибыльные в 2009 и 2010 годах компании, имеющие в собственности или в управлении как минимум 15.000 вагонов и опыт работы в отрасли не меньше полугода.
ПГК создана как 100-процентная "дочка" РЖД в 2007 году в рамках реформы железнодорожного транспорта, предусматривающей передачу всего коммерческого вагонного парка операционным компаниям с последующей продажей пакетов их акций.
Компания управляет более чем 235.000 вагонами, в 2010 году она увеличила перевозки в 1,3 раза до 302,3 миллиона тонн, доля на рынке грузоперевозок по железной дороге выросла до 22,5 процента с 17,3 процента.