Увеличение производственных мощностей по отдельным видам металлургической продукции приводит к локализации рынков. Россия закрывает границы для китайских производителей стали, те, в свою очередь, настаивают на заградительных пошлинах, в частности, на трансформаторную сталь для российских конкурентов.
Причины
В 2010 году введение китайской пошлины в отношении трансформаторной стали стало ответом КНР на введение Россией импортной пошлины на китайские трубы большого диаметра (ТБД) в размере 8%. В начале года три российских производителя плоского проката с полимерным покрытием — НЛМК, "Северсталь" и Магнитогорский металлургический комбинат — инициировали расследование в отношении аналогичной продукции из Китая. Сталевары недовольны резким ростом импорта данного вида проката. По данным некоммерческого партнерства "Русская сталь", куда входят практически все крупные российские металлургические компании, за первые шесть месяцев поставки азиатского проката выросли почти в десять раз (у российских предприятий — 66%), составив в доле внутреннего потребления 62%. Металлурги также уверяют, что китайский прокат был дешевле российского и импортируемого из других стран в среднем на 11%. Это сдерживает рост цен: по данным металлургов, в первом полугодии прокат подорожал всего на 7% при росте себестоимости на 9%.
Более того, инициаторы расследования заподозрили конкурентов в махинациях при импорте проката. В августе "Русская сталь" заявила о том, что более 20% данной продукции ввозится в Россию из Китая по "серым" схемам. Такие выводы НП делает на основе анализа статистических данных Федеральной таможенной службы России. Официально за первые шесть месяцев 2011 года в Россию было ввезено 216,5 тыс. тонн проката с полимерным покрытием. Но реальный объем импорта составляет примерно 260 тыс. тонн, уверяет "Русская сталь". Просто часть товара поставляется по кодам оцинкованного проката с лакокрасочным покрытием, что по факту и есть прокат с полимерным покрытием.
"Русская сталь" просит правительство установить антидемпинговую пошлину на китайский прокат в размере 17,6%. В противном случае, предупреждают металлурги, ущерб отрасли может составить 9,3 млрд руб. В июле НП просила Минпромторг установить временную пошлину до завершения расследования. Борьба российских металлургов за внутренний рынок объяснима, считает Андрей Третельников из RNG. Из-за импортного проката их мощности загружены в среднем на 70%. А на зарубежные рынки им выйти сложно из-за высокой конкуренции и заградительных пошлин.
Металлурги инициировали антидемпинговое расследование в отношении китайского проката с полимерным покрытием в начале года, летом Китай ответил расследованием по трансформаторной стали из России.
Стремление китайских производителей очистить свой внутренний рынок от конкурентов тоже понятно. С 2006 года страна развивает собственные мощности. За последние пять лет объемы производства трансформаторной стали в этой стране увеличились в три с половиной раза — примерно до 640 тыс. тонн.
Растет и мировое производство. В период с 2005 по 2011 год суммарные мировые мощности по производству трансформаторной стали увеличились на 57%, с 1,64 млн тонн до 2,6 млн тонн. После реализации заявленных проектов расширений к 2015 году мировые мощности увеличатся еще на 24% и составят 3,2 млн тонн. 55% прироста мировых мощностей в 2005-2010 годах было достигнуто за счет строительства новых производств в КНР. В следующие пять лет доля Китая в приросте мировых мощностей превысит 90%.
По оценкам металлургов, масштабная локализация производства трансформаторной стали позволила Китаю снизить долю импорта в потреблении этого продукта с 76% в 2005 году до 35% в 2011 году. В 2015 году Китай сможет полностью обеспечивать свои потребности в трансформаторной стали и экспортировать примерно 300-350 тыс. тонн ежегодно. Например, благодаря последовательной государственной политике Китая, оказывающей стратегическую поддержку своим производителям, дешевый китайский экспорт наращивает свое присутствие на наиболее привлекательных рынках. В частности, в период 2007-2010 годов экспорт трансформаторной стали производства КНР увеличился в восемь раз.
Следствие
Таким образом, российско-китайские торговые отношения в этом году обострились. Антидемпинговое расследование в отношении российской трансформаторной стали предпринято Китаем для установления импортной пошлины в размере 65,2%, что, по сути, является заградительной мерой.
Трансформаторную сталь в России производит только НЛМК и ее дочерняя "ВИЗ-сталь". Совокупная мощность производств — 250 тыс. тонн (в 2010 году произведено 195 тыс. тонн). Это примерно 10% мирового рынка. Последние 20 лет Китай был ключевым рынком сбыта этого вида продукции, на него приходилось до трети российского экспорта электростали. Например, по итогам 2008 года ее доля составила 47% общего объема российского экспорта готового проката в КНР и 87% его стоимости. Сейчас в импортных поставках трансформаторной стали в Китай продукция НЛМК занимает примерно 10%, доля японских поставок — 56%, корейских — более 25%. При этом в некоторые периоды цены на российскую сталь были выше, чем на сталь, поставляемую конкурентами, в том числе из Великобритании и Германии.
Это уже второе антидемпинговое расследование в отношении импорта трансформаторной стали из России. По итогам первого, которое было инициировано двумя китайскими производителями трансформаторной стали — Wuhan Iron & Steel Group и BaoSteel — в 2009 году, с 2010 года продукция НЛМК облагается ввозной пошлиной в 6,3%. Ее размер рассчитывается как разница между продажами на внутренних для компаний рынках и в Китае (так называемая демпинговая маржа). Кроме того, пошлина была введена в отношении трансформаторной стали двух американских производителей — AK Steel Corp. и Allegheny Ludlum Corp. (7,8% и 19,9% соответственно). В конце года НЛМК оспорила решение Минторга в Пекинском суде промежуточной инстанции, но иск пока не рассматривался, говорит источник "Ъ", близкий к компании. А тем временем Китай начал новое расследование, подозревая НЛМК в установлении демпинговой маржи в размере 65,2%. Пересмотр пошлины проводится также в отношении корейских, японских и американских компаний. Расследование должно закончиться 28 июня 2012 года.
Впрочем, для НЛМК потеря китайского рынка трансформаторной стали не будет критичной, считает Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала". Сейчас на долю Китая приходится около 10% российского экспорта трансформаторной стали (всего экспортируется 80% производимой продукции). Доля электростали в консолидированной EBITDA НЛМК по итогам 2011 года будет примерно 5% — соответственно, без китайского рынка потери по показателю составят менее 1%, подсчитал аналитик. Выпадающий объем несложно перебросить на внутренний рынок, поставки на него в доле продаж компании с 2008 года и так выросли — с 10% до 20%. К тому же в 2014 году на "ВИЗ-стали" будут введены мощности по производству трансформаторной стали с высокой проводимостью, которая пользуется более высоким спросом, добавляет господин Красноженов.
Опасения вызывает другое обстоятельство, говорит источник, близкий к НЛМК. Рост мирового предложения, а также прогнозируемое замедление темпов экономического и промышленного роста в КНР, низкая себестоимость китайского металлопроката в сочетании с высоким уровнем государственного субсидирования импортозамещающих производств будут способствовать снижению стоимости трансформаторной стали. До кризиса это был один из самых высокодоходных продуктов металлургов, маржа по нему составляла порядка 40-50%. Сейчас — 20-25% и будет продолжать снижаться.