Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила РЖД в ущемлении интересов грузоотправителей и признала компанию нарушителем закона. По предписанию антимонопольщиков ей придется нести ответственность не только за своих «дочек», но и за сторонние операторские компании. Кроме того, РЖД грозит оборотный штраф.
Дело в отношении РЖД и ее «дочек» — Первой грузовой компании (ПГК, 75% минус две акции компании недавно были проданы на аукционе структурам Владимира Лисина) и Второй грузовой компании (ВГК) — ФАС возбудила еще в сентябре. Основные претензии антимонопольного ведомства к железнодорожным операторам — отказ в предоставлении подвижного состава грузоотправителям, а также завышение тарифов на грузоперевозки. Основанием для возбуждения дела стали многочисленные жалобы (более 30) грузоотправителей. Среди заявителей значился Союз сахаропроизводителей России. Несмотря на проведенную реформу системы железнодорожных перевозок, РЖД остаются монополистом в этой области и, пользуясь этим, не соблюдают свои договорные обязательства, рассказал представитель союза. Это в свою очередь сказывается на объемах отгрузок компаний, сетует он.
Рассмотрев жалобы грузоотправителей, комиссия ФАС признала РЖД нарушителем закона «О защите конкуренции», но фактически оправдала собственников вагонов — ПГК и ВГК. Монополии будет выдано предписание «об удовлетворении заявок на перевозки грузов на условиях инвентарного парка и об организации взаимодействия с компаниями, входящими в группу лиц РЖД и другими операторскими компаниями», поясняет антимонопольное ведомство. Кроме того, до конца года ФАС обещает возбудить в отношении РЖД административное дело и принять решение о наложении на компанию штрафа. «По закону штраф может составить от 1 до 15% оборотного капитала», — пояснили в ФАС.
РЖД в свою очередь готовы взять на себя ответственность только за предоставление вагонов своих «дочек». «РЖД не могут влиять на ценовую политику третьих лиц», — считают в компании и отказываются предоставлять вагоны сторонних собственников по тем же ценам, что вагоны ВГК и ПГК. Будут ли РЖД оспаривать предписание ФАС в суде, пока неизвестно. Компания примет решение о дальнейших шагах после того, как получит официальное уведомление антимонопольной службы, поясняют в РЖД. В ВГК и ПГК не стали комментировать ситуацию.
По мнению руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, проблема нехватки вагонов возникла из-за несоответствия нормативной базы существующим реалиям. «Правительство приняло решение о развитии конкуренции в сфере предоставления вагонов под перевозку грузов, ликвидировав инвентарный парк», — поясняет он. Пользуясь имеющимися противоречиями в действующей нормативной базе, РЖД, как правило, успешно оспаривают предписания ФАС, рассказывает г-н Савчук. «Предписание ФАС не решит системную проблему в отрасли. Необходимы иные механизмы», — считает он.