Балтийский завод, спор из-за которого уже второй год ведут с одной стороны Центральный банк и государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), а с другой — Объединенная промышленная корпорация (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева, все же получил новые госзаказы. Их сумма на ближайшие четыре года составит около 18 млрд руб. Контракты будут заключаться с новой юридической структурой — ООО «Балтийский завод Судостроение», а ОАО «Балтийский завод», кредиторская задолженность которого сейчас составляет 15 млрд руб., будет обанкрочено. Вместе с заказами в новое ООО будет переведен и трудовой коллектив завода.
Спасителем Балтийского завода, уже более года находящегося в предбанкротном состоянии, по сложившейся традиции выступил премьер-министр Владимир Путин. В пятницу он прибыл на завод, где провел совещание по ситуации на предприятии. По его итогам были подписаны четыре контракта на строительство трех дизельных ледоколов мощностью более 16 МВт и одного мощностью 25 МВт. Ранее заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский говорил журналистам, что стоимость строительства 16-мегаваттного ледокола оценивается в 4,2 млрд руб., а 25-мегаваттного — в 7,9 млрд руб. Кроме того, по итогам визита г-на Путина подписано два соглашения с Балтийским заводом о подготовке к строительству серии атомных ледоколов мощностью 60 МВт и об использовании мощностей завода при изготовлении плавучих частей корпусов двух вертолетоносцев типа «Мистраль».
С предложением о том, как вывести предприятие из сложной ситуации, выступил вице-премьер Дмитрий Козак. «Чтобы защитить трудовой коллектив, защитить весь производственный потенциал, мы вынуждены согласиться с банкротством завода», — сказал он. Вице-премьер предположил, что в рамках процедуры банкротства, возможно, удастся уменьшить кредиторскую задолженность, которая сейчас составляет 15 млрд руб. Однако, чтобы средства, поступающие на реализацию новых заказов, стоимость которых г-н Козак оценил в 18 млрд руб. на ближайшие четыре года, не ушли кредиторам, «необходимо вывести трудовой коллектив в отдельное самостоятельное юридическое лицо». Такое юридическое лицо зарегистрировано, а вся схема согласована с профсоюзным комитетом. В новую компанию «Балтийский завод Судостроение» перейдет весь трудовой коллектив предприятия. Именно эта компания и будет выполнять госзаказ.
Примечательно, что еще в начале прошлой недели реализация данной схемы оказалась под вопросом. Во вторник, 29 ноября, Девятый арбитражный апелляционный суд отменил ранее принятое решение о передаче 88,32% акций Балтийского завода в доверительное управление Центральному банку. По сути, завод вновь вернулся под управление ОПК. Однако неопределенная ситуация продлилась всего два дня. Уже в четверг, 1 декабря, ОСК сообщила, что исполнение решения, принятого Девятым арбитражным апелляционным судом Москвы, приостановлено Федеральным арбитражным судом Московского округа. ОПК в свою очередь днем позже сообщила, что собственники акций Балтийского завода и «Северной верфи» никогда не передавали их в доверительное управление ни Центральному банку РФ, ни ОСК.
Два месяца назад, 29 сентября 2011 года, Арбитраж Москвы передал Балтийский завод в доверительное управление Банку России в качестве обеспечительной меры по иску Центробанка. Банк в свою очередь передал Балтзавод в доверительное управление Объединенной судостроительной корпорации. Ранее сообщалось, что акции Балтийского завода вместе с акциями «Северной верфи» были заложены ЦБ РФ Объединенной промышленной корпорацией, куда они входят, по кредитам Межпромбанка, также входящего в ОПК, на общую сумму 32 млрд руб.
Вопросы банкротства ОАО «Балтийский завод» создание нового юрлица практически не решает, так как долги кредиторам будут все равно погашаться за счет имущества завода, говорит адвокат юридической фирмы «S&К Вертикаль» Михаил Ильин. «В случае если требования кредиторов завода не будут удовлетворены, все имущество завода будет продано, что не позволит «Балтийскому заводу Судостроение» выполнить подписанные заказы. Таким образом, создание «Балтийского завода Судостроение» — временная мера, необходимая для того, чтобы фактическая деятельность завода не прекращалась, но не способ решения вопросов погашения долгов кредиторов», — резюмирует юрист.