Рост цен на железную руду стимулирует интерес металлургов к использованию DRI



Несмотря на стабилизацию и даже снижение цен на железную руду в июле-сентябре, это сырье остается дорогим и оказывает существенное давление на себестоимость стали и проката. По данным центра “Держзовнишинформ” (ДЗИ), мировой спрос на ЖРС продолжает расти, несмотря на его высокую стоимость и медленные темпы восстановления металлургии. В 2010 году объем глобального железорудного рынка составил 2,1 млрд. тонн, а в этом году ожидается увеличение как минимум на 250 млн. тонн даже несмотря на вероятное наступление новой волны кризиса. Главным потребителем остается Китай, где в 2011 году производство ЖРС вырастет на 13% — до 1,2 млрд. тонн. Китай остается и крупнейшим импортером: в 2011 году ввоз снова повысится до 630 млн. тонн, что на 22 млн. тонн превышает импорт сырья в 2010 году. Евросоюз также увеличит годовое потребление до 147 млн. тонн (в 2010 — 135 млн. тонн).
По словам, начальника отдела промышленных и сырьевых ресурсов ДЗИ Алексея Шевцова, многие крупные метхолдинги заметно наращивают вложения в сырьевые активы. Однако возможность самим добывать железную руду — не единственная цель сырьевых инвестиций. Эксперты отмечают активное расширение выпуска железа прямого восстановления (Direct Reduced Iron — DRI). Его получают из руды в виде металлизированных окатышей или брикетов (горячебрикетированное железо — ГБЖ). Этот продукт содержит до 85% железа и поэтому непосредственно готов к использованию на сталеплавильном переделе; благодаря ему интегрированные метзаводы могут быть меньше привязаны к доменным мощностям.
Плюсы и минусы
Гендиректор российского “Металлоинвеста” Эдуард Потапов считает закономерным, что в 2010 году глобальное производство DRI выросло с 64,5 млн. тонн — до 71,2 млн. тонн. За восемь месяцев нынешнего года мировой выпуск DRI увеличился по сравнению с январем-августом 2010 года на 8,6% — до 42,13 млн. тонн. Рост производства будет устойчивым благодаря дальнейшему переходу с мартенов на электропечи — прямовосстановленное сырье в основном применяется в электрометаллургии. По оценке Потапова, прирост мощностей по производству горечебрикетированного железа до 2013 года составит порядка 11 млн. тонн, а на ближайшие годы анонсированы проекты расширения выпуска ГБЖ на 24 млн. тонн. Крупнейший в мире производитель этого сырья — Arcelor Mittal, на втором месте — “Металлоинвест”.
Потапов указывает, что кроме высокого содержания железа преимуществами DRI являются низкая доля примесей цветных металлов, азота, серы и фосфора. В связи с этим этот тип сырья более выгоден, чем становящийся все более дефицитным металлолом. Благодаря более высокой насыпной плотности, чем у лома, рациональнее используются плавильные агрегаты. Эксперты ДЗИ отмечают снижение затрат на дальнейший передел и более высокое качество стали и проката при использовании железа прямого восстановления. Поэтому оно дороже традиционного ЖРС и лома: в августе-сентябре это сырье на международном рынке стоило 460-480 долларов за тонну C&F.
Вместе с тем, по словам аналитиков, для большинства технологий прямого восстановления железа нужен недорогой природный газ (правда, в ряде случаев можно применять и продукты газификации углей, в том числе бурых, и попутный газ нефтедобычи). Также необходима высококачественная руда с содержанием железа не менее 70%. По этим причинам основными производителями прямовосстановленного сырья являются страны с большими запасами углеводородов и руды. В августе 2011 года крупнейшим поставщиком была Индия, за ней в порядке убывания следуют Иран, Мексика, Венесуэла, Саудовская Аравия. По мнению директора по планированию компании Midrex Technologies (США) Джона Копфле, себестоимость получения DRI в России — одна из самых низких.
Другие минусы DRI — меньшее по сравнению с ломом содержание железа, наличие шлаковых примесей (особенно кремнезема). Аналитическая группа Metal Bulletin указывает и на то, что DRI более капризно, чем руда и лом, при хранении и транспортировке. На складе продукт окисляется с постепенным ухудшением свойств, особенно при повышенной влажности.
Перспективы в Украине
В СНГ промышленное производство железа прямого восстановления началось в 1983 году на Оскольском электрометаллургическом комбинате, ныне входящем в “Металлоинвест”. Несколько проектов в докризисные годы было и у рударей Украины — у Полтавского, Ингулецкого, Северного горно-обогатительных комбинатов (ГОК). Например, бизнес-план строительства завода DRI мощностью 3 млн. тонн в год на Полтавском ГОКе был готов еще в 2005 году. Однако, по мнению Шевцова из ДЗИ, этим планам мешает дороговизна энергоносителей и восстановителей. Поэтому пока отечественные потребители DRI обходятся импортом: в 2010 году ввезено 330 тыс. тонн (в 2009 — 130 тыс. тонн).
Не исключено, что в ближайшие годы украинские ГОКи все же предпримут попытки освоить производство прямовосстановленного железа. Несколько лет назад компания Hares Engineering купила у японской Kobe Steel лицензию на применение в нашей стране ITmk3 — одной из технологий получения DRI. Hares Engineering оценивает стоимость нового завода в Украине годовой мощностью 0,5 млн. тонн DRI суммой не менее 300-350 млн. долларов. По мнению экспертов ДЗИ, с восстановлением мировых рынков стальной продукции эти инвестиции будут окупаться достаточно быстро.
Помимо действующих ныне ГОКов, технология ITmk3 может применяться и для переработки гематитов на недостроенном Криворожском ГОКе окисленных руд. Еще в 2005 году в концепции запуска комбината шла речь о том, чтобы расширить его потенциал за счет производства металлизированных окатышей.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1468.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru