На выручку Таганрогскому автомобильному заводу (ТагАЗ), оказавшемуся из-за громадных долгов на грани банкротства, пришел лично премьер Владимир Путин. Кредиторы с «загребущими ручищами» примут решение о реструктуризации долгов предприятия, пообещал премьер.
Вчера премьер-министр Владимир Путин заявил, что банк ВТБ — второй после Сбербанка крупнейший кредитор ТагАЗа, инициировавший процедуру банкротства автозавода, — готов реструктуризировать долг таганрогского предприятия и почти в два раза снизит ставку по его кредитам. «Да, конечно, в условиях кризиса вы брали кредиты под достаточно большие проценты. Это на сегодняшний день избыточные проценты», — поддержал руководителей проблемного завода премьер. «Прошу не плакать, не говорить, что вам выкручивают руки: ручищи у вас здоровущие и загребущие, поэтому ничего у вас там не убудет», — добавил Путин, обращаясь, по-видимому, к кредиторам этого «вполне дееспособного предприятия».
ВТБ, которому, как сообщалось ранее, ТагАЗ в общей сложности задолжал 6,5 млрд руб. (суммарный долг ТагАЗа перед 12 банками-кредиторами — около 21 млрд руб.), подал иск о банкротстве автомобильного завода в сентябре текущего года. Рассмотрение дела по существу только началось, очередной раунд назначен на 26 декабря.
Тяжбы между ВТБ и ТагАЗом длятся уже больше года, но получить причитающиеся деньги банку все не удается. Например, в ноябре 2010 года арбитраж Москвы постановил взыскать в пользу банка 726 млн руб. (из которых 567 млн руб. — сумма основного долга, а остальное — проценты и неустойки; первоначально сумма исковых требований была 728,5 млн руб.). Однако завод подал заявление о предоставлении отсрочки и рассрочки исполнения решения суда, и оно было удовлетворено. Буквально в понедельник ВТБ подал очередной иск к заводу — на 176,5 млн руб.
Как именно будут реструктуризированы долги ТагАЗа, пока неясно. Даже первоначально процентные ставки по большинству займов неизвестны.
В материалах суда раскрывается, что по одному из долларовых займов (на 29 млн долл.) ставка составляла 12,59% годовых. А по кредиту на 610 млн руб., заключенному в декабре 2008 года со сроком погашения до 10 июня 2009-го, ставка равнялась 17% годовых и могла увеличиться в случае несоблюдения должником своих обязательств. В мае 2011 года ТагАЗ в судебном порядке пытался пролонгировать этот договор до конца 2015 года и снизить ставку до 7,75% годовых, однако суд заводу в иске отказал.
«Во время кризиса многие российские автозаводы оказались в затруднительной ситуации», — рассуждает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Но АвтоВАЗ, например, мог рассчитывать на бюджетные средства. ТагАЗ же изначально являлся независимым бизнес-проектом, и государство своей поддержкой его не баловало (под режим промсборки завод не подпадал). Тем не менее государство отвечает за людей, а на заводе работает около 4,5 тыс. человек, напоминает г-н Целиков. Хотя нельзя исключать и того, что какая-то проправительственная структура заинтересована в этом активе.
О прекращении дела о банкротстве говорить рано. Как пояснил партнер Art de Lex Евгений Арбузов, чтобы прекратить процедуру банкротства, суд должен вынести постановление об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу. Ни в ВТБ, ни на ТагАЗе заявление премьера комментировать не стали. Ранее источники, близкие к ВТБ и ТагАЗу, утверждали, что мировое соглашение обсуждалось, но достичь компромисса будет очень непросто. Другой крупный кредитор завода — Сбербанк — мировое соглашение с ТагАЗом уже подписал еще в начале года.