Индия планомерно сокращает экспорт железорудного сырья (ЖРС) в Китай. Недостающие объемы могут быть восполнены поставщиками из Украины.
В ноябре главный министр Индии Навин Патнаик потребовал как можно скорее запретить экспорт железной руды (аглоруды) и по возможности других видов железорудного сырья (ЖРС). В письме к премьер-министру Манмохану Сингху чиновник отмечает, что бум цен на ЖРС приводит к ажиотажу на рынке и ослабляет правительственный контроль над ним. По мнению Патнаика, запрет на экспорт не только снизит внутренние цены на ЖРС, но и вдохновит национальных производителей активнее потреблять экспортируемые ныне объемы сырья. В качестве аргумента в пользу запрета министр говорит о несоответствии планов роста производства стали в Индии не менее чем на 10% год с нынешними объемами экспорта, которые превышают 50% добытой руды.
Борьба с экспортом
Впрочем, эксперты говорят о закономерности такого хода событий. В условиях поступательного роста производства металлопродукции индийское правительство борется с тем, чтобы добытчики пользовались привлекательным уровнем цен на мировом железорудном рынке и экспортировали сырье. В 2011 году World Steel Association ожидает увеличения спроса на металл в стране на 4,3% — до 67,7 млн. тонн. Чтобы не снабжать сырьем потенциальных конкурентов, недавно официальный Дели повысил экспортные пошлины на ЖРС на 5-20% в зависимости от типа продукции — для кусковой руды, например, ставки выросли на 15-20%. Более того, в некоторых штатах, в частности, в Карнатаке, действует прямой запрет на вывоз ЖРС из страны. Благодаря этому правительство намерено по итогам 2011-12 финансового года (начался в апреле) сократить поставки руды из Индии на треть — до 65-70 млн. тонн, сказал “УкрРудПрому” глава экономического совета при премьер-министре Индии Чакраварти Рангараджан.
Чтобы решить поставленную задачу, неизбежно придется ограничить экспорт ЖРС в Китай и при этом убеждать Пекин в отстутствии недружественных намерений. “Просто рынок Китая очень емкий, растущий и притом близкий. Индийские рудари на нем весьма конкурентоспособны и в нем заинтересованы, — говорит Рангараджан. — В такой ситуации, если в Индии годовой прирост выпуска металлопродукции в 2012-15 годах составит хотя бы 6-7%, то перед ней может замаячить перспектива импорта ЖРС. Несколько лет назад подобное произошло с Китаем”.
При этом динамика поставок индийской руды в Китай, как нынешняя, так и прогнозируемая, по-прежнему заметно влияет на мировой рынок. Отраслевой эксперт Владимир Пиковский уверен, что противоэкспортная политика Дели — один из факторов, противостоящих тенденции ослабления мирового рынка ЖРС. По словам Рангараджана, основная часть железной руды из Индии идет в Поднебесную — 55% экспорта в 2010 году (20% в структуре импорта Китая), и если сейчас в Китае замедлился рост производства стали — то уже в 2012-13 годах Китай будет вынужден заполнять пробел, вызванный значительным снижением индийского экспорта. Отметим, что в 2009 году из Индии в Китай поступило 115 млн. тонн железорудной продукции, в 2010 году — 75 млн. тонн, а в 2011 году ожидается 50 млн. тонн.
Очевидно, что вынужденный уход индийских поставщиков ЖРС с сырьевого рынка Китая нагнетает опасения китайских потребителей и поддерживает цены на глобальном рынке железной руды. На долю Индии приходится 25,24 млрд. тонн железной руды, или около 12,5% мировых запасов. Добыча руды в стране увеличилась со 123 млн. тонн в 2004 году — до 213 млн. тонн в 2011 году. 85% индийского ЖРС — это мелкие фракции.
Украинский шанс
По мнению экспертов, сокращением индийского железорудного экспорта в Китая вполне могут воспользоваться украинские поставщики ЖРС. Не секрет, что в последние годы отечественные ГОКи активно осваивают китайское направление. Если в 2010 году поставки составили 12,7 млн. тонн (38,8% экспорта), то за девять месяцев 2011 года — около 10 млн. тонн (39,5%). Пиковский полагает, что, несмотря на снижение спроса, по итогам года украинский железорудный экспорт в Поднебесную превысит 13 млн. тонн.
Свертывание поставок ЖРС из Индии в Китай уже в 2012 году создаст дефицит 7-10 млн. тонн, который не удастся компенсировать ростом производства ЖРС в самом Китае, считает независимый аналитик Руслан Павленко. Возможности горнорудной отрасли Украины позволяют покрыть 4-5 млн. тонн из этого недостающего объема. К тому же цена на материал из Украины по-прежнему привлекательна: сейчас украинские окатыши можно приобрести по 140 долларов за тонну DAF (таможенная граница; НДС), тогда как на спотовом рынке Азии даже вопреки спаду котировки иногда достигают 160-170 долларов за тонну CIF.
Однако наращивание объемов украинского экспорта ЖРС сдерживает недостаточное развитие портовой инфраструктуры. Использование судов класса сapesize водоизмещением 175-400 тыс. тонн позволяет примерно на треть снизить стоимость транспортировки и на 10% — конечную цену продукции. “Осенью-2009 с сapesize начал работать порт “Южный”, но это все частности, — отмечает директор центра “Укрпромвнешэкспертиза” Владимир Власюк. — Таких терминалов должно быть хотя бы три-четыре. Тогда наша страна сможет укрепить свои позиции не только на китайском, но и в целом на мировом рынке ЖРС и нарастить экспорт до 37-40 млн. тонн уже в ближайшие годы”.