РУСАЛ остается самой рентабельной компанией в мировой алюминиевой отрасли



"РУСАЛ", по мнению аналитиков, на данный момент остается самой рентабельной компанией в мировой алюминиевой отрасли
Компания "РУСАЛ" является крупнейшим в мире производителем алюминия, на его долю приходится более 10% от общемирового рынка алюминия. Компания была образована в 2007 году путем слияния алюминиевых и глиноземных активов российских компаний "РУСАЛ" Олега Дерипаски, "Сибирско-уральской алюминиевой компании" (СУАЛ) Виктора Вексельберга и глиноземных активов швейцарского сырьевого трейдера Glencore. IPO прошло в январе 2010г. на Гонконгской бирже. В России также обращаются депозитарные расписки на акции компании (РДР).
Доля "РУСАЛа" в производстве алюминия на мировом рынке составляет 10%. Крупнейшим потребителем алюминия в мире является Китай, его доля в общемировом потреблении увеличилась с 13% в 2000г. до 41% в 2010 г. Ключевым рынком для "РУСАЛа" по итогам прошлого года был европейский рынок - 25% выручки приходится на Нидерланды (Glencore), 21% - на Россию, активно покупают металл Турция (7,9% выручки компании), Япония (6,04%), США (5,7%), Италия (2,42%), Германия (1,27%), и прочие европейские страны. Напряженная ситуация в Европе может оказать влияние как на рыночные цены, так и на уровень потребления алюминия, что, вероятно, негативно скажется на операционных показателях "РУСАЛа" в ближайшие кварталы. Это фактор-раздражитель.
Алюминий имеет широкую область применения, необходим в строительстве, транспортной, электротехнической промышленности, в энергетике, в производстве товаров бытового потребления. В течение последних 10 лет мировой спрос на него увеличивался в среднем на 4,7% в год, предложение росло в среднем на 5,4%.
Сырьем для производства алюминия является глинозем, который путем химической реакции получают из бокситов и нефелиновых руд. Россия не обладает достаточными для внутреннего потребления запасами бокситов, мировые запасы этой руды ограничены, находятся преимущественно в субтропическом и тропическом климате. Основные месторождения бокситов высокого качества распределены между крупнейшими участниками отрасли, среди них по объему запасов лидирует "РУСАЛ" (3,3 млрд тонн). Ограниченностью сырья обусловлена география "РУСАЛа" - предприятия компании находятся в 13 странах мира, есть активы в Швеции, Украине, Нигерии, Ямайке.
Нефелиновую руду для производства алюминия используют в основном в России, т.к. крупнейшие ее месторождения находятся на Кольском п-ове, в Кемеровской области и Красноярском крае. В состав "РУСАЛа" входит Ачинский глиноземный комбинат, разрабатывающий Кия-Шалтырское месторождение нефелиновых руд в Красноярском крае. Производство алюминия является крайне энергоемким, 25% от стоимости алюминия составляют расходы на электроэнергию, поэтому выплавка металла осуществляется в тех районах, где есть свободный доступ к источникам энергии и там, где она дешевле. По размеру затрат на электроэнергию в алюминиевом производстве лидирует Китай. Себестоимость электроэнергии для "РУСАЛа" в 2010 году составляла около $400 на 1000 тонн производимого алюминия. Характерно, что в последнем финансовом отчете "РУСАЛа" данные по энергозатратам не включены, что является фактором риска.
В 2008 Олег Дерипаска приобрел у Михаила Прохорова ("Онэксим"), прекратившего партнерские отношения с Потаниным по ГМК "Норникель", 25% + 1 акцию "Норникеля". Часть акций ГМК была оплачена акциями "РУСАЛа", часть деньгами - в результате чего "РУСАЛ" привлек заемные средства на сумму $4,5 млрд. В итоге, долги компании, возросшие с 2004 по 2008 гг. в пять раз, превысили рубеж в $14 млрд. Дерипаска хотел объединить две компании в мощного отечественного горно-металлургического производителя, который бы стал первым в мире по размеру выручки. Но, ввиду постоянных корпоративных конфликтов, "РУСАЛу" и "Норникелю" не удалось достичь единства целей. Владелец блокирующего пакет акций "Норникеля" Владимир Потанин хотел вернуть 25% + 1 акцию, выкупленные "РУСАЛом". Последнему трижды делалось предложение по выкупу акций, но
"РУСАЛ" не был удовлетворен предлагаемой суммой, которую был готов заплатить ГМК. Также "РУСАЛ" не принимал участия в последнем buy back "Норникеля". Таким образом, сделка о покупке пакет акций ГМК "Норникеля" стала главным источником долгов "РУСАЛа".
14 ноября 2011 года "РУСАЛ" представил финансовую отчетность за III квартал 2011 г. по МСФО. По итогам отчета в 3 квартале выручка компании снизилась на 5% по сравнению со 2 кварталом 2011 г., однако в целом с 2010 г. наблюдается рост выручки. К снижению выручки в 3 квартале привело падение цен на алюминий, не зависящее от сезонности. Понижение мировых цен наблюдается с апреля 2010 г. В 3 квартале цена упала в среднем на 8% и составила $ 2398 за тонну.
Однако "РУСАЛ" успешно работает над снижением затрат на производство. В 3 квартале затраты снизились на 40%, что отразилось на уровне чистой прибыли за 3 квартал - она увеличилась на 27,43% по сравнению со 2 кварталом 2011 года. P/E, согласно данным отчетности "РУСАЛа", сейчас в 1,5-2 раза меньше, чем у сравнимых компаний, что свидетельствует о недооцененности ее акций на рынке. Отношение чистого долга к EBITDA составляет 3,8 и находится на достаточно приемлемом уровне. Чистый долг "РУСАЛа" на период формирования отчетности составлял $11,46 млрд, в 3 квартале он снизился всего на 2,5%. Основная часть долга компании - это банковские кредиты. На рублевые облигации приходится всего $941 млн из общего размера долга. Выплаты по долгам в 3 квартале производились как за счет операционной прибыли, так и за счет дивидендов связанных компаний, преимущественно "Норникеля" ("РУСАЛ" владеет 25% + 1 акция ГМК). Компания работает над улучшением структуры долга, сейчас размеры среднегодовой выплаты по долгам составляют порядка $1,5 млрд, что меньше EBITDA. Пик выплат придется на 2016г., когда "РУСАЛ" должен будет погасить $6,1 млрд долга. Таким образом, главная "головная боль" алюминиевого гиганта медленно, но верно, сходит на "нет".
Рыночная капитализация "РУСАЛа" с начала года снизилась на 59% - это самое сильное снижение среди крупнейших игроков в алюминиевой отрасли. При этом "РУСАЛ" - одна из немногих компаний, среди конкурентов, специализирующихся только на алюминиевом производстве. Т.о. достаточно высокая долговая нагрузка в условиях дефицита дешевой ликвидности, снижения мировых цен на алюминий, слабости Европы и Китая, могут негативно отразится на результатах деятельности компании, что повлечет падение капитализации "РУСАЛа" в ближайшие месяцы.
Тем не менее, рентабельность компании по EBITDA по итогам квартальной отчетности составила 22,3%, для сравнения этот же показатель у крупнейшего американского производителя Alcoa составил 12,8%. Таким образом, на данный момент "РУСАЛ" остается самой рентабельной компанией в алюминиевой отрасли в мире.
Финам
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1495.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru