Рынок металлопотребления Венгрии довольно стабилен, поскольку ориентирован преимущественно на машиностроение. Однако сейчас экономику страны, ранее одну из сильнейших в регионе, захлестывает долговой кризис, что определяет умеренно негативные перспективы стальной отрасли.
Месяц назад агентство Moody's Investors Service понизило суверенный кредитный рейтинг Венгрии до уровня «Ва1» («мусорного») с негативным прогнозом. Эксперты агентства ставят под сомнение возможность правительства в краткосрочной перспективе добиться роста экономики на фоне большого долгового бремени и зависимости от внешних инвесторов.
Несмотря на то, что экономика Венгрии находится в лучшем положении по сравнению с аутсайдерами ЕС – например, Грецией, страна также оказалась перед угрозой дефолта. Внешний долг Венгрии составляет около $240 млрд. или 80% ВВП, а к концу нынешнего года может превысить и 100% из-за снижения курса форинта к евро.
В 2010 г. премьер Виктор Орбан заявил об отказе от траншей МВФ, однако в ноябре ему пришлось фактически забрать эти слова обратно, признав, что без финансовой поддержки фонда страна окажется в сложном положении.
Экономический рост в Венгрии в 2011 г. будет самым низким среди 10 стран новых членов ЕС и составит 0,5%. На следующий год в Будапеште ожидают прироста в 1,5%, но в Брюсселе считают, что в лучшем случае это будет 0,5%, если вообще не минус. Основная причина венгерских экономических проблем – все тот же европейский долговой кризис.
Промышленность
По уровню экономического развития Венгрия остается одним из лидеров среди стран Центральной и Юго-Восточной Европы. В структуре ВВП 63% приходится на услуги, 34% – промышленность и 3% – сельское хозяйство. Прирост реального ВВП в 2010 г. составил 0,6% после спада на 6,3% в 2009 г. Экономика ориентирована на экспорт (преимущественно в ЕС), довольно развитая промышленность удачно дополняла аграрный сектор, плюс высокие иностранные инвестиции и значительные доходы от туризма.
В сборочные производства автомобилей в Венгрии инвестировали Audi, BMW, Opel, Ford, General Motors, Suzuki. В числе развитых отраслей промышленности, помимо автопрома – также производство локомотивов, судов, станкостроение, выпуск крановой техники, производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности
В цветной металлургии Венгрии выделяются предприятия алюминиевой отрасли (страна располагает одним из самых значительных в Европе месторождений бокситов) – в частности, американская Alcoa, владеющая заводом в Секешфехерваре. На еще одном крупном предприятии отрасли – глиноземном заводе компании MAL Zrt – в 2010 г. произошло резонансное ЧП с утечкой токсичных отходов и человеческими жертвами, после чего государство приняло решение приостановить его работу, оштрафовать на 430 млн. евро и национализировать.
Стальная отрасль сегодня
Докризисные объемы выплавки стали в Венгрии находились на уровне 1,3-1,4 млн. т, стали – 2,1 млн. т (рекорд в 2007 г. – 2,32 млн. т), полуфабрикатов – 2,2 млн. т. В 2009 г. выпуск основных видов продукции сократился на 30-40%. В 2010 г. производство несколько восстановилось: выплавка стали составила 1,68 млн. т, проката – 1,6 млн. т.
Более 95% стали выплавлено кислородно-конвертерным способом, остальная часть – в электродуговых печах. Крупнейшим производителем стали и проката является ISD Dunaferr, принадлежащий «Индустриальному Союзу Донбасса». Это компания полного цикла, имеет собственное коксохимическое производство (ISD Kokszolo Ltd) мощностью 1 млн. т, доменное (1,3 млн. т), сталеплавильное (1,4 млн. т в год) и листопрокатное (1,7 млн. т) производство. В составе Dunaferr также работает Lőrinci, крупнейший производитель толстого листа с мощностями 150 тыс. т в год.
До кризиса ISD Dunaferr получал с Алчевского МК порядка 200-300 тыс. т слябов в год. Сегодня ориентация компании на использование импортных полуфабрикатов растет. В будущем, предприятие может закрыть сталеплавильное производство, сконцентрировавшись на выпуске проката. В данную стратегию укладывается ведущаяся работа по увеличению мощности прокатных станов до 3 млн. т в год. Финансовое положение ISD Dunaferr остается сложным. Хотя в минувшем году выручка выросла на 34%., убытков избежать не удалось, высокой остается кредиторская задолженность.
Еще один актив ИСД в Венгрии – завод DAM-2004 Kft (производитель сорта из спецсталей, мощности по стали – 550 тыс. т, по прокату – 480 тыс. т), который, впрочем, формально в составе корпорации никогда не был, был остановлен в конце 2008 г., а в 2009 г. вошел в процесс банкротства. После этого его собственником стала австралийская компания Astra Mining фирма Astra, которая пытается наладить на заводе выпуске T-стали с улучшенными физическими характеристиками.
Еще одним производителем проката в Венгрии является завод Ozdi Acelmuvek Kft (OAM), который входит в группу Max Aicher немецкого строительного магната Айхера. Объем производства стального дивизиона Max Aicher group куда, помимо венгерского завода, входит два предприятия в Германии, составляет 1,5 млн. т в год. Это преимущественно конструкционная сталь, проволочная сетка, а также продукция для автопрома.
Мощность венгерского OAM, ставшего первым «гринфилд-проектом» в отрасли (построен в 2000 г. всего за 25 млн. евро), составляет 360 тыс. т качественного г/к сортового проката, включая, упрочненную арматуру. В настоящее время предприятие практически простаивает в связи со слабым спросом на европейском рынке проката.
В целом, стальной сектор страны ориентирован на экспорт, куда идет 70% продукции. По данным венгерских СМИ, в 2010 г. экспорт продукции металлообрабатывающей промышленности составил EUR 6,96 млрд., что на 31,5% выше по сравнению с 2009. На продукцию данной отрасли приходится около 10% от общего объема экспорта.
В 2010 г. экспорт металлопродукции из Венгрии составил 1,3 млн. т (1 млн. т в 2009 г.), импорт – 1,6 млн. т (1,3 млн. т). Экспорт плоского продукции составил почти 1 млн. т, длинномеров – менее 200 тыс. т.
Импорт плоской продукции в 2010 г. – около 800 тыс. т, длинномерной – 500 тыс. т. Также страна импортирует порядка 200 тыс. т стальных труб, объем экспорт этой продукции – около 100 тыс. т.
Венгрия также зависит от импорта ЖРС, объемы которого составляют 1,5-2 млн. т в год (преимущественно из Украины). Зато страна является экспортером лома, вывоз которого в минувшем году составил 1 млн. т.
Налаженные схемы поставок руды в Венгрию в свое время подвигли владельца Полтавского ГОКа К. Жеваго к идее строительства в стране прокатного завода, который перекатывал бы в лист произведенные в Украине из окатышей ПГОКа слябы. Мощность венгерского предприятия планировалась в 2,5 млн. т г/к плоского проката, инвестиции – 600 млн. евро. С началом кризиса оба проекта (украинский и венгерский) заморожены, однако осенью нынешнего года бизнесмен заявил, что они будут реализованы, хотя и в более поздние сроки. Строительство Vorskla Steel в г. Фенешлитке обещано начать в 2012 г. и завершить в 2014-2015 гг.
К слову, товарооборот между Венгрией и Украиной, в котором, помимо минерального сырья, доминируют энергоносители, оборудование и сельскохозпродукция, в 2010 г. достиг $2 млрд.
Перспективы рынка
Видимое стальное потребление в предкризисный период приближалось к 3 млн. т (2,7 млн. т в 2008 г.), однако в 2009 г. обвалилось до 1,5 млн. т. В 2010 г. его объем подрос до 1,8 млн. т (данные WSA).
Доля импортного проката на рынке составляет в целом 50-60%, в том числе доля импортного листового проката – 37-47%, а сортового проката – 72-82%.
В секторе листового проката страна является нетто-экспортером, а в секторе листового проката и труб – нетто-импортером. Доля импортного проката на рынке составляет в целом 50-60%, в том числе доля импортного листового проката – 37-47%, а сортового проката – 72-82%.
Машиностроение является ведущим потребителем стали, на него приходится порядка 40%, чуть меньше идет в строительство.
Прогнозируется, что в 2011 г. при росте ВВП на 1,6% падение в стройсекторе Венгрии составил почти 11%.
За первое полугодие текущего года в коммерческую недвижимость страны было инвестировано ?230 млн., что существенно выше показателей минувшего года (за весь 2010-й год инвестиции составили ?188 млн.).
Однако жилищный сектор продолжает оставаться в состоянии стагнации, поэтому общие показатели стройсектора страны оптимизма не внушают.
В целом, по итогам 2011 г. рост металлопотребления на рынке Венгрии оценивается в 5-10% к уровню минувшего года. В 2012 г., в связи со сложной экономической ситуацией внутри страны и неблагоприятной экспортной конъюнктурой, уровень потребления, скорее всего, останется на уровне предыдущего года или немного снизится.