Последняя независимая канадская меткомпания перестала быть независимой. На прошлой неделе своего нового хозяина обрела Stelco. Сообщалось, что к этой компании проявляли интерес российские “Северсталь” и Evraz Group, однако покупателем стала американская US Steel.
Американцы выплатят акционерам Stelco около 1,1 млрд. долларов собственными акциями и погасит большую часть задолженности, которая составляет 760 млн. долларов.
Гонка за лидеромДля US Steel — это уже второе за этот год крупное приобретение: в июне она купила за 2,1 млрд. долларов американского производителя труб Lone Star Steel. В активе Stelco находятся два завода совокупной мощностью 5,5 млн. коротких тонн (5,0 млн. метрических тонн) в год. Благодаря их присоединению US Steel доведет собственную производительность до 33 млн. коротких тонн (30 млн. метрических тонн), что выведет ее на пятое место в мировом рейтинге.
Правда, вряд ли US Steel надолго удержится на этой строчке. Китайская Baosteel , оттесненная американцами на одну ступеньку вниз, подписала контракт с бразильской железорудной корпорацией CVRD о совместном строительстве в бразильском штате Эспириту-Санту металлургического комбината на 5 млн. тонн в год. Предприятие, в котором Baosteel принадлежит 80% акций, будет поставлять слябы в Китай, а сырье для него будет поставлять по долгосрочным соглашениям CVRD.
Не собираются стоять на месте и другие мировые лидеры. Японская Nippon Steel, несколько недель назад анонсировавшая крупномасштабную программу по расширению мощностей бразильской компании Usiminas, чьим акционером она является, сообщила, что к 2010 году рассчитывает довести совокупную производительность своих предприятий до 40 млн. тонн в год.
Корейская Posco тоже совсем недавно стартовала два крупных проекта в Индии и во Вьетнаме, а ее последней (пока) инициативой является строительство в Японии сервисного центра, где ежегодно будет обрабатываться около 120 тыс. тонн продукции — прежде всего, высококачественного листа для автомобильных заводов Nissan. Предприятие планируется запустить в мае 2008 года.
Но самые амбициозные планы вынашивают индийские компании. Tata Steel уже заявляла, что к 2015 году она только за счет строительства новых предприятий доведет свою мощность до более 60 млн. тонн в год. Затем руководство компании добавило, что будет не только создавать новые заводы, но и покупать действующие, а значит, ее совокупная производительность через восемь лет составит 80 млн., а то и 100 млн. тонн в год. Даже относительно скромная по индийским меркам JSW Steel грозится за десять лет расширить объем выпуска до 30 млн. тонн в год, из которых 10 млн. тонн пойдет на экспорт.
На этом фоне весьма скромными выглядят планы турецкой компании Colakoglu Metalurji, специализирующейся на производстве арматуры, которая заказала у SMS Demag стан горячей прокатки на 3 млн. тонн в год. Однако реализация этого проекта может привести к коренным изменениям на турецком рынке листовой стали. Пока Турция является крупным нетто-импортером плоского проката, но реализация проекта Colakoglu Metalurji вместе с уже строящимися новыми станами компании Erdemir может привести насыщению рынка продукцией национального производства.
Местами — повышения Мировой рынок стали в целом идет на повышение, однако рост цен пока наблюдается лишь в отдельных регионах, и то главным образом в прайс-листах продавцов, а не в реальных сделках. Не исключено, что после этого кратковременного скачка цены снова провалятся вниз из-за отсутствия поддержки со стороны потребителей.
Наиболее активно взвинчивают цены китайцы. Стоимость стальной продукции на национальном рынке в августе резко пошла на подъем, в некоторых сегментах регистрируются ценовые уровни, близкие к рекордным. Однако на внешнем рынке достижения китайских экспортеров гораздо более скромны, так как указываемые ими цены имеют в значительной степени декларативный характер.
Пока что наиболее успешно идут у китайских компаний по продаже заготовок. Спрос на них достаточно высок, а альтернативной продукции на региональном рынке мало, вот и приходится прокатным заводам в Юго-Восточной Азии соглашаться на цены вплоть до 560-565 долларов за тонну C & F для продукции сорта Q235. По словам трейдеров, тайванские и малазийские полуфабрикаты стоят дешевле, до 555 долларов за тонну C&F, но объемы поставок крайне незначительны.
Начали реально подниматься и цены на китайскую арматуру, поставляемую в Корею. В последние месяцы ее поставки были значительно уменьшены, и к концу лета потребители израсходовали большую часть запасов. Новый же материал предлагается по 580 долларов за тонну C &F. Некоторые специалисты считают, что китайская арматура может быть востребована и в Персидском заливе, где турецкие компании к концу августа повысили цены до 615-630 долларов за тонну C&F, но приближение Рамадана, до которого осталось менее двух недель, заставляет трейдеров проводить осторожную политику.
Стоимость китайских горячекатаных рулонов тем временем доросла до 550-560 долларов за тонну FOB, а в Европу эта продукция отгружается по 565 долларов за тонну и дороже, но потребители не торопятся. На региональном рынке можно найти и более выгодные условия. Так, японский горячий прокат предлагается всего по 550 долларов за тонну FOB. Нет пока покупателей и на китайские слябы, подорожавшие до около 540 долларов за тонну FOB.
За пределами Китая повышения цен пока имеют спорадический характер. Так, экспортеры арматуры из стран СНГ устанавливают цены на сентябрь на уровне 560-580 долларов за тонну FOB по сравнению с 530-560 долларов за тонну в августе, хотя стоимость плоского проката не изменилась и составляет 540-590 долларов за тонну FOB для горячекатаных рулонов и до 630 долларов за тонну FOB — для холоднокатаных.
В США вслед за AK Steel и другие производители плоского проката подняли цены по октябрьским контрактам на 20-40 долларов за короткую тонну. По мнению американских металлургов, спад на внутреннем рынке прекратился, а запасы готовой продукции снизились. Правда, серьезной проблемой для предприятий отрасли может стать низкий спрос.
В Европе многие сталелитейные компании надеются, что сокращение поставок из Китая позволит им увеличить цены на 20 евро за тонну в четвертом квартале. Однако официально новых цен на октябрь не объявлял еще никто. По итогам первых семи месяцев текущего года импорт стали в ЕС составил 22,2 млн. тонн по сравнению с 15 млн. тонн за тот же период прошлого года, так что на рынке ощущается некоторый избыток предложения.
Рекордный рост Цены международного спотового рынка железной руды установили в августе абсолютный рекорд, как по своему уровню, так и по темпам роста. Всего за месяц подорожание сырья на китайском рынке составило около 20%. В конце августа стоимость 63,5%-ного индийского концентрата превысила 135 долларов за тонну CIF, а окатыши достигли 145-150 долларов за тонну CIF.
Частично это повышение вызвано резким увеличением тарифов на фрахт, поднявшихся с начала года на 70-80%. Стоимость доставки тонны руды из Индии в Китай достигает уже 33-35 долларов, а из Бразилии — 68-71 долларов. Такое беспрецедентное подорожание объясняется прежде всего нехваткой тоннажа, а сам взлет цен на ЖРС вызван постоянно растущим спросом со стороны Китая на фоне дефицита добывающих и транспортных мощностей в странах-экспортерах. Так, все австралийские порты работают с полной загрузкой и не в состоянии перевалить больше ни одной тонны руды, а Бразилия, несмотря на огромную потребность в сырье, за первые семь месяцев текущего года смогла экспортировать только 144,7 млн. тонн сырья, что всего на 5,4% больше, чем за тот же период прошлого года.
В связи с обострением дефицита рыночные аналитики начинают пересматривать свои прогнозы повышения мировых цен в 2008 году в сторону увеличения. Если ранее многие специалисты ожидали умеренного подорожания ЖРС — на 9,5-10%, то теперь минимальная планка приближается к 20%. А эксперты из компании RBC Capital Markets и вовсе полагают, что цены на руду возрастут в следующем финансовом году на 35%. Китайская металлургическая ассоциация CISA, еще в первой половине августа считавшая вполне реальным нулевой рост в 2008 году, с новыми комментариями пока не выступала.
Китайские металлургические компании могут противопоставить такому скачку только обзаведение собственными железорудными месторождениями. Так, корпорация Baosteel в конце августа заключила соглашение с австралийской Fortescue Metals Group о совместной разработке месторождения Glacier Valley в Западной Австралии. Ожидается, что производительность комбината, в котором оба партнера будут владеть равными долями, составит 10-15 млн. тонн концентрата в год, однако первую свою продукцию он даст не ранее конца 2009 года.
На рынке металлолома цены тоже растут, но далеко не так стремительно, как на руду. В Турции рынок и вовсе стабилизировался на отметке около 340 долларов за тонну C & F для лома 3А из СНГ. А вот в Восточной Азии трейдеры продолжают поднимать цены. Новые предложения о поставке американского материала HMS №1 поступают из расчета 360-365 долларов за тонну C & F, что на 10 долларов за тонну дороже, чем в первой половине августа.