Минтранс хочет навести порядок на рынке железнодорожных перевозок за счет сокращения количества игроков. Чиновники предлагают обязать операторов иметь в собственности не менее 1 тыс. вагонов. Участники рынка прогнозируют, что это может привести к уходу большого числа мелких операторов и, как следствие, ограничению конкуренции.
Минтранс подготовил проект постановления правительства «Об основах правового регулирования деятельности операторов», в соответствии с которым железнодорожные операторы будут обязаны «иметь на праве собственности или ином праве» не менее 1 тыс. вагонов. Кроме того, документ предусматривает создание участниками рынка саморегулируемых организаций (СРО), которые должны будут контролировать деятельность операторов.
«Положения проекта постановления направлены на реализацию задач целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года в части формирования не менее трех-четырех операторских компаний, которые должны будут образовать ядро операторского рынка», — пояснили РБК daily в Минтрансе. В целом, уверены в ведомстве, предложенные меры создадут условия для «дальнейшего развития рынка операторских услуг и повышения качества операторских услуг». Когда может быть принято постановление и получат ли операторы отсрочку, в ведомстве не говорят.
Из существующих 1800—1900 компаний — собственников вагонов реально управляющих вагонами около 200, причем только 30—50 из них с парком более 1 тыс. вагонов, приводит данные руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Игорь Куротченко. Он опасается, что инициатива Минтранса сократит число операторов до двух-трех, что приведет не к росту конкуренции, а к увеличению рисков сговора между компаниями. «В целом данное предложение носит весьма неоднозначный характер, поскольку очевидно несет в себе предпосылки по ограничению конкуренции на рынке предоставления вагонов», — считает Всеволод Ковшов, директор транспортной «дочки» «Уралхима» — «Уралхим-Транс» (под управлением компании более 7 тыс. вагонов, в т.ч. более тысячи в собственности).
«Я бы не стал говорить о возможном снижении конкуренции на рынке, — считает ведущий аналитик компании Brunswick Rail Андрей Цыганов. — Просто вместо существующих 2 тыс. собственников вагонов останутся 100—150 игроков. Это вполне достаточное количество для обеспечения нормального уровня конкуренции в отрасли». Мелкие компании, скорее всего, будут вынуждены уйти с рынка, а крупные игроки, вероятнее всего, нарастят парк до требуемой тысячи вагонов, в том числе и за счет приобретения парка мелких организаций, полагает он.
Исполнительный директор НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королев, напротив, уверен, что для мелких операторов этот проект фактически ничего не поменяет, они продолжат свою деятельность в качестве грузоотправителей. А вот обязанности крупных операторов будут существенно расширены. «Лично я, как специалист, полностью поддерживаю идею уменьшения количества операторов», — комментирует Вячеслав Андреев, вице-президент транспортно-экспедиторской компании «Евротранс» (парк компании составляет свыше 22,5 тыс. вагоно-цистерн). Во-первых, поясняет эксперт, мелкие компании за счет демпинга могут обрушить ценовую политику на конкретном направлении. Кроме того, продолжает г-н Андреев, в мелких фирмах зачастую работают непрофессионалы.
При этом участники рынка уверены, что сокращение числа компаний должно улучшить ситуацию на железных дорогах, в частности сократить простои вагонов. «Когда много разных операторов, это создает трудности для работы. Отсутствие центра управления движением на дороге приводит к хаосу. Все это на фоне устаревшей инфраструктуры и сложной ситуаций с локомотивам