В испорченное низким спросом и ценами начало года для металлургов внесла дополнительное «оживление» «Укрзализныця»: реорганизация транспортного ведомства, по предварительному анализу, повысит стоимость грузовых перевозок для предприятий не менее чем на 33-50%, а с 1 февраля еще и лишит грузоотправителей возможности корректировать планы отгрузки.
Металлургические будни
Участники январского балансового совещания предприятий ГМК подвели итоги года, озвучили осторожные планы производства на 2012 г., а также обсудили нововведения «Укрзализныци», которые лишний раз подтверждают, что снижения себестоимости, а соответственно, и повышения конкурентоспособности украинской метпродукции в нынешнем году ожидать не стоит.
Несмотря на прирост производства в 2011 г. на 3-6%, полученные результаты все же оказались несколько ниже ожидаемых: по сравнению с планом на 2011 г., фактически чугуна и стали произведено на 2%, а проката - на 4% меньше. Производственные показатели начавшегося месяца свидетельствуют о сохраняющейся тенденции снижения объемов производства: за 9 суток января среднесуточное производство проката сократилось на 3,4% по сравнению с декабрем. При этом, как сообщил замначальника управления-начальник отдела развития горно-металлургического комплекса и химической промышленности Министерства экономического развития и торговли Юрий Деркач, объемы украинского проката продолжают накапливаться в портах и по данным на 4 января достигли 1,362 млн. т.
Не дал минувший год улучшения и финансового состояния метпредприятий. По данным ОП «Металлургпром», только 4 металлургических завода за 11 месяцев получили положительный финрезультат до налогообложения: «АрселорМиттал Кривой Рог» (2,9 млрд. грн), «Алчевский металлургический комбинат» (620 млн. грн), «Днепроспецсталь» (85,7 млн. грн), «Донецкий металлургический завод (34 млн. грн). По предварительным оценкам, суммарный доналоговый убыток металлургической отрасли по итогам 2011 г. превысит 4 млрд. грн (в 2010 г. - 3,8 млрд. грн).
По предварительным данным, в 2012 г. метпредприятия ожидают рост производства чугуна стали и проката на 2-3% по сравнению с 2011 г. – При таком объеме производства, вопросы с обеспечением материальными и энергетическими ресурсами возникать не должны, – отметил генеральный директор ОП «Металлургпром» Василий Харахулах. В том числе, ожидается, что импорт углей для коксования сохранится на уровне прошлого года – порядка 10 млн. т. Какова будет стоимость ресурсов в объединении пока предсказать не берутся. – Предположительно, если будут изменения, то незначительный «минус», – сообщил В. Харахулах.
Цены на металлопродукцию пока не демонстрируют особого движения. По некоторым позициям отмечен рост на $5-10/т, по остальным – цены остались на прежнем уровне, – сообщил Ю. Деркач. На 4 января цена на заготовку (FOB Черное море) составляла $605/т; арматуру – $650/т; катанку – $665/т; сортовой прокат – $685/т; горячекатаный рулон – $565/т, холоднокатаный рулон – $675/т; толстолистовой прокат – $635/т.
– По осторожным прогнозам ГП «Укрпромвнешэкспертиза», эти же цены сохранятся в течение января-февраля, – отметил представитель МЭРТ.
При этом, как констатируют эксперты, даже ожидаемое оживление рынка металлопотребления во II квартале 2012 г. не гарантирует украинским метпредприятиям улучшения ситуации. – Конкуренция в этом году, безусловно, будет жесточайшая. Ростом рынка сможет воспользоваться тот, кто способен конкурировать на ценовом уровне, а мы, к сожалению, остаемся в числе наиболее материально и энергоемких производителей, – отметил В. Харахулах. Дополнительными факторами повышения себестоимости украинской металлопродукции, по словам гендиректора, станет повышение цены на газ (с начала года стоимость энергоресурса выросла на «задвижке» предприятий на 3,5%, до 3885 тыс. грн. за 1 тыс. куб.м.), а также реформаторские нововведения «Укрзализныци», оценить полный эффект которых пока еще только предстоит.
УЗ выкручивает руки
Напомним, проведенная в рекордно короткие сроки УЗ реорганизация предусматривает передачу инвентарного парка вагонов на баланс вагоностроительных и вагоноремонтных заводов, входящих в структуру ж/д ведомства. Также создано ГП «Украинский транспортно-логистический центр», которое будет управлять подвижным составом. Кроме того созданы ряд частных предприятий, которые будут выполнять функции экспедиторов: согласовывать планы перевозок, решать: куда, кому и сколько направлять вагонов. Именно с фирмами-экспедиторами грузоотправители сейчас заключают договоры на грузоперевозки и, по оценке предприятий, анализ условий этих договоров вызывает единственную реакцию – «волосы дыбом».
По оценке ОП «Металлургпром», стоимость грузоперевозок, исходя из предложенных договоров, вырастет не менее чем на 33-50%, а возможно и больше – введены новые правила оформления документации, организации перевозок грузов и оплаты за нахождение вагонов за пределами Украины. Точнее оценить аппетиты транспортников, пока не проведен детальный анализ условий договоров, эксперты не берутся. Что известно на сегодня - сам тариф на ж/д перевозки в январе остался на уровне декабря, однако к нему добавились затраты на содержание новой структуры, порожний пробег, а также ряд других платежей, в т. ч., за пребывание вагонов за пределами Украины. Так, согласно условиям договоров, к установленному государством тарифу добавляется повышающий коэффициент 1,3 (т.е., «плюс» 30% сверх тарифа) – плата за работу экспедиторских компаний, логистического центра, также часть этих средств (вагонная составляющая) будет перечисляться балансодержателям подвижного состава. Дополнительно 0,3% от стоимости организации перевозки – грузоотправители будут платить в качестве «вознаграждения» за работу непосредственно экспедиторским фирмам. Если же экспедитору удастся организовать перевозку дешевле, чем ожидалось, то разницу также в качестве «вознаграждения» заберет себе фирма.
Также вводятся отдельные условия для грузоотправителей, которые будут отправлять вагоны за рубеж. Стоимость заграничного «вояжа» вагонов в договорах не прописана и определяется дополнительными соглашением, поэтому, возможно, может отличаться в зависимости от фирмы-экспедитора и возможностей клиента договариваться. Однако, по неофициальной информации некоторых металлургов, допсоглашения предусматривают плату в сумме 20 швейцарских франков в сутки за каждую единицу вагона, пребывающего за границей. При этом работа экспедитора заканчивается на границе, дальше клиент должен самостоятельно оформлять таможенные и перевозочные документы, отслеживать движение вагона до получателя и т.д., вернуть вагоны обратно также обязаны сами предприятия. Установлена дополнительная плата за порожний пробег вагона, при том, что эта составляющая уже учтена в самом тарифе. Кроме уже перечисленного, грузоотправитель должен отдельно оплачивать предприятиям железнодорожного транспорта услуги по подаче и уборке вагонов, простой вагонов, их пребывание на подъездных путях и т.д. «Накрутка получается бешенная», – комментируют условия договора представители ГМК.
Еще одним фактором «выкручивания рук» грузоотправителям, по оценке предприятий, является условие для грузоотправителей не менее чем за 5 суток предупреждать фирму-экспедитора о намерении изменить план грузоперевозок. Выполнить данное условие метпредприятия просто не в состоянии: ситуация, и производственная и рыночная, меняется ежесуточно (не подвезли сырье, кто-то не проплатил отгрузку и т.д.). Раньше заказ вагонов и производился ежесуточно, теперь же, заказав вагоны и не откорректировав вовремя план, заводы будут вынуждены платить штрафы, а экспедиторская фирма может в принципе отказаться выполнять план грузоперевозок «нарушителя». С 1 февраля условия предполагается еще более ужесточить: по информации ОП «Металлургпром» возможность предприятий корректировать планы грузоперевозок будет запрещена в принципе.
– Может впоследствии как-то это все отрегулируется, но по тому, что мы видим сегодня – это просто катастрофа, – комментируют нововведения УЗ в «Металлургпроме».
Новые условия грузоперевозок уже вынудили ряд огнеупорных предприятий с начала года перейти на отгрузку продукции за рубеж автомобильным транспортом. Остальные подотрасли ГМК такой формат перевозок себе, понятно, позволить не могут и готовятся к жесткой схватке с УЗ с привлечением МЭРТ.
Огнеупорщики встали, метизники в недоумении
Проблема грузоперевозок для некоторых огнеупорных предприятий с начала года оказалась не актуальной: из-за отсутствия заказов, остановили печи Великоанадольский, Ватутинский, Красноармейский заводы, «Запорожогнеупор», в ближайшее время может остановиться Часовоярский огнеупорный комбинат.
Свои проблемы и у метизных предприятий: стоимость катанки производства «АрселорМиттал Кривой Рог» на внутреннем рынка, как и ранее, превышает экспортные цены.
Как сообщила заместитель гендиректора ассоциации «Укрметиз» Ольга Бойко, в своем письме в объяснение этой ситуации, АМКР привел, в том числе и такой аргумент: стоимость продукции на экспорт хоть и ниже в портах, чем для внутренних потребителей, но с учетом доставки ее потребителю – разница между ценой нивелируется.
– То есть, если завтра у АМКР на Марсе будут заказы, получается, мы будем платить туже цену, что и марсиане с учетом доставки?, – иронизирует О.Бойко. Как сообщил Ю. Деркач, письмо АМКР метизникам отправлено для изучения в ГП «Укрпромвнешэкспертиза».
Обещает министерство вмешаться и в ситуацию с УЗ. – По «Укрзализныце», конечно, есть вопросы, думаю детальный анализ «Металлургпром» сделает, передаст департаменту промышленной политики и мы будем дальше его реализовывать, – заверил Ю. Деркач.