В прошлом году продажи легковых автомобилей в России выросли на 39%, до 2,65 млн штук, что лишь немногим меньше, чем в рекордном 2008 году. Впрочем, ряд автопроизводителей, в числе которых Kia, Renault, Volkswagen, сумели значительно превысить свои докризисные достижения.
Как подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2011 году выросли на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составили 2,65 млн машин.
Ожидаемо, что лидером продаж 2011 года стал АвтоВАЗ с результатом 578,3 тыс. автомобилей, что на 11% больше, чем годом ранее. Второе место удерживает марка Chevrolet: рост на 49%, до 173,4 тыс. машин. Тройку лидеров замыкает корейский Hyundai с годовыми продажами в размере 163,4 тыс. автомобилей (+88%).
Результат прошлого года оказался ниже показателей 2008 года (2,84 млн машин), самого успешного для отечественного авторынка, зато продажи в декабре 2011 года (251,4 тыс. автомобилей) лишь немногим уступают цифрам, достигнутым в самые успешные докризисные месяцы. Более того, ряд автопроизводителей в прошлом году сумели превысить свои результаты трехлетней давности. Так, продажи немецкого Volkswagen в 2008 году составили 50,5 тыс. автомобилей, когда как в прошлом году компания продала на российском рынке уже 118 тыс. машин. «Мы смогли нарастить свои продажи благодаря тому, что в 2011 году вывели на рынок три новые модели. Более 65% продаваемых здесь машин мы производим в России. Также развиваем дилерскую сеть: если в ноябре мы открыли сотый дилерский центр Volkswagen, то в декабре их уже стало 106», — пояснил представитель компании Андрей Гордасевич.
Неплохо обстоят дела и у Renault: в прошлом году компания продала 154,7 тыс. автомобилей против 108 тыс. в 2008 году. Отличную динамику демонстрирует и корейская Kia, продажи которой за три года выросли с 88,2 тыс. до 152,8 тыс. Nissan, пожалуй, меньше всего пострадавший от природных стихий в марте 2011 года, произошедших в Японии, пока не смог достичь докризисных результатов, но вплотную к ним приблизился. Так, в 2011 году компания продала на российском рынке 138,8 тыс. машин, когда как в 2008 году этот результат составил 146,5 тыс. машин. «Особого рецепта у нас не было, мы просто внимательно следили за состоянием рынка. 2011 год был для нас непростым из-за событий в марте, однако мы считаем, что лучше всех преодолели бедствие, поэтому существенного влияния кризиса на себе не ощутили», — пояснили в Nissan.
Как пояснил гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, некоторые автопроизводители смогли достичь докризисных результатов еще в 2010 году, «в основном это касается премиальных брендов, которые упали в кризис на 20—25%». Он также напомнил, что у ряда брендов, таких как Citroen и Skoda, в 2008 году не было больших объемов продаж, так как рынок они только начинали осваивать.
Китайские автопроизводители, которые в кризис практически полностью ушли с российского рынка, в прошлом году существенно поправили свое положение. Лидером продаж стал Lifan, в прошлом году было продано 17,9 тыс. машин (+133%), далее следует Great Wall с результатом продаж 6,7 тыс. штук (+86%) и Geely — 6 тыс. машин (212%), а вот Chery, напротив, сбавила рост — 7,2 тыс. машин (-18%).
По прогнозу АЕБ, в этом году на российском рынке будет продано 2,8 млн автомобилей (+5% к 2011 году). «Очевидно, что ситуация на мировых финансовых рынках окажет определенное влияние на развитие автоиндустрии. Тем не менее в России свою роль сыграют такие факторы, как недостаточное количество личных автомобилей в собственности, высокие показатели устаревшей техники, значительный потенциал и инвестиционная активность в России», — рассуждает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. По мнению Сергея Целикова, в этом году рост рынка остановится и будет продано 2,6 млн автомобилей. «Рынок выдохся, никаких дальнейших стимулов для его роста нет. Продажи останутся на уровне 2011 года, а вот в 2013 году мы прогнозируем рост, если в текущем не будет глобального кризиса», — рассуждает эксперт.