Ряд конгрессменов в минувшем году вели настоящую кампанию против Северстали



Ряд конгрессменов в минувшем году вели настоящую кампанию против “Северстали”, требуя не предоставлять кредит российской компании.
Как известно, помощь государства в реализации бизнес-проектов совершенно недопустима в странах Евросоюза. Именно поэтому, в частности, региональная металлургическая ассоциация Eurofer подала жалобу на китайских поставщиков стального листа с органическим покрытием, контролирующих ныне до 17% европейского рынка этого материала. Как заявляет Eurofer, китайская металлургическая отрасль получает от государства незаконные субсидии, а само ее развитие в последние годы происходило не по воле рыночных сил. К тому же многие предприятия вообще находятся в государственной собственности и контролируются местными властями.
Совсем другой подход принят в США, где в рамках программ общенационального значения правительство субсидирует отдельные коммерческие проекты либо предоставляет займы на льготных условиях. На такой кредит в сумме 730 млн. долларов в рамках программы Advanced Technology Vehicle Manufacturing, призванной повысить конкурентоспособность американской автомобильной промышленности благодаря внедрению новых технологий, претендовала компания Severstal North America. Речь шла о создании нового усовершенствованного производства автолиста на заводе Dearborn.
В июле прошлого года Severstal NA получила предварительное одобрение своего проекта, однако в начале января Министерство энергетики США отказало ей в получении займа. Как сообщают СМИ, ряд конгрессменов в прошлом году вели настоящую кампанию против “Северстали”, требуя не предоставлять ей кредит под тем предлогом, что это, во-первых, иностранная компания, а, во-вторых — она и так начала реализацию этого проекта, не дожидаясь государственного финансирования.
Руководство Severstal NA восприняло отказ с чувством “глубокого разочарования”, однако признало, что компания будет продолжать модернизацию своих североамериканских активов своими силами. Как раз в эти дни она сообщила об успешном вводе в строй на заводе Dearborn сверхсовременной линии горячего цинкования мощностью 500 тыс. тонн высококачественной продукции в год.
Кроме того, российская компания анонсировала новый проект, который она собирается реализовать на Тринидаде в партнерстве с несколькими другими компаниями. Severstal NA планирует построить на острове завод по производству 1,5 млн. тонн горячебрикетированного железа в год. Его продукция будет поставляться на предприятие компании в американском штате Миссисипи.
Еще один проект в США намерена реализовать индийская группа Essar Steel. На базе принадлежащего ей месторождения низкокачественной железной руды в штате Миннесота с запасами в 2 млрд. тонн она планирует построить предприятие по выпуску окатышей. Мощность первой очереди составит 4,1 млн. тонн в год, стоимость проекта оценивается в 1,6 млрд. долларов. Ввод в строй запланирован на первый квартал 2013 года. Как сообщает Essar Steel, продукция предприятия будет предназначена для завода Essar Algoma в Канаде. В дальнейшем индийская компания собирается выпускать до 7 млн. тонн окатышей в год и продавать излишки продукции на свободном рынке.
Кстати, после завершения этого проекта индийская компания станет четвертым в мире производителем окатышей после бразильской Vale, американской Cliff Natural и шведской LKAB.
Пределы роста
Стремление металлургических компаний поднять цены на стальную продукцию, пользуясь активизацией покупательского спроса после Нового года, определенно наталкивается на ряд препятствий. Прежде всего, интерес потребителей к новым закупкам в большинстве регионов оказался весьма ограниченным, что, безусловно, сдерживает цены. В то же время объем предложения, несмотря на состоявшийся в конце прошлого года вывод из строя избыточных мощностей, все еще слишком велик.
Так, излишки толстолистовой стали и горячего проката явно препятствуют подъему цен на эти виды стальной продукции в Восточной Азии. Хотя корейские и японские компании увеличили февральские котировки на горячий прокат до около 640-650 долларов за тонну FOB, а на март компания JFE Steel планирует подорожание еще на 50 долларов за тонну, спотовые цены на эту продукцию остаются в интервале 600-620 долларов за тонну FOB. Под большим давлением, в частности, находятся китайские компании, вынужденные постепенно снижать внутренние цены на плоский прокат.
В Корее предложение листовой стали превышает спрос, а в судостроительной отрасли намечается спад. Вследствие этого верфи предлагают местным поставщикам понизить котировки на толстолистовую сталь, угрожая в противном случае перейти на закупки китайского материала, который теперь котируется на уровне около 700 долларов за тонну FOB, что примерно на 100долларов дешевле, чем у корейских или японских компаний.
Большинство китайских предприятий, а также тайванская China Steel, очевидно, не намерены менять цены и после Нового года по китайскому календарю (23 января). По мнению некоторых экспертов, котировки на стальную продукцию в регионе останутся относительно стабильными в течение всего первого полугодия.
Российские и украинские компании, возвращаясь на рынок после праздничной паузы, твердо настроены на повышение цен как минимум на 15-20 долларов за тонну. В частности, новые котировки на заготовки должны выйти на уровень 610-620 долларов за тонну FOB, арматуру ‒ 640-650 долларов за тонну FOB и горячекатаные рулоны ‒ 580-610 долларов за тонну FOB. Однако исполнение этих планов может оказаться затрудненным в силу ряда обстоятельств.
В частности, турецким металлургам, судя по всему, так и не удастся поднять экспортные котировки на арматуру до 700 долларов за тонну FOB. Последние предложения поступают из расчета 685-690 долларов за тонну FOB, и то покупатели в странах Персидского залива считают эти цены завышенными и отказываются покупать заготовки дороже 620 долларов за тонну CFR. Относительная слабость ближневосточного рынка длинномерного проката в немалой степени объясняется прекращением подорожания металлолома. Достигнув в конце первой декады января отметки 470-475 долларов за тонну CFR Турция (для американского материала HMS № 1&2 (80:20)), котировки затем начали понемногу снижаться.
На рынке плоского проката повышение цен на продукцию из СНГ может не состояться из-за конкуренции со стороны европейских компаний. Благодаря низкому курсу евро по отношению к доллару они, например, могут поставлять горячекатаные рулоны в Турцию по 620-630долларов за тонну CFR (к тому же с этой продукции не будет взиматься пошлина в размере 5-9%), а в страны Персидского залива ‒ по 630-650 долларов за тонну CFR.
В самой Европе производители с началом Нового года несколько приподняли котировки на плоский и длинномерный прокат, однако эти цены являются по большей части номинальными из-за недостаточного спроса. Вполне вероятно, что в феврале европейским металлургам, вопреки их нынешним планам, придется снижать цены обратно.
Погода ‒ совсем никуда
Проливные дожди на юге-востоке Бразилии заставили компанию Vale прекратить работу нескольких своих железорудных предприятий и объявить форс-мажор по некоторым поставкам. По предварительным данным, компания уже потеряла порядка 2 млн. тонн продукции, а по итогам первого квартала потери могут превысить 5 млн. тонн. Кроме того, в начале января шторм парализовал на несколько дней работу Порт-Хедланда, одного из крупнейших портов в Западной Австралии, через которые ведется экспорт железной руды.
Однако все это не оказало особого влияния на мировой рынок железной руды. В Китае спотовые цены на сырье в течение прошедшей недели прибавили всего 1 доллар за тонну, до около 145-147 долларов за тонну CFR для 63,5%-ного индийского концентрата. По данным трейдеров, большинство компаний уже создали достаточные резервы перед празднованием Нового года по китайскому календарю (23 января) и в ближайшие три недели вряд ли будут производить закупки.
В качестве ориентира на китайском рынке традиционно используется индийский материал, хотя его доля в спотовых поставках в этом месяце сократилась до около 10%. Это произошло вследствие увеличения экспортной пошлины на железную руду в Индии с 30 декабря прошлого года от прежних 10-20% до 30%. Объем поставок после этого резко упал. По оценкам аналитиков, в первом квартале 2012 года индийский экспорт железной руды составит не более 5 млн. тонн ‒ в четыре раза меньше, чем в предыдущем квартале.
Впрочем, китайские покупатели вряд ли ощутят дефицит сырья. В последнее время высокую активность на спотовом рынке проявляют австралийские компании, к которым подтягивается и бразильская Vale. В прошлом году на долю Китая пришлась почти половина бразильского экспорта руды: 164 . из 331 млн. тонн. Всего же за 2011 год китайские компании импортировали 686,1 млн. тонн железорудного сырья, что на 10,9% превышает показатели предыдущего года. Декабрьский показатель составил 64,1 млн. тонн, лишь незначительно уступив рекорду ноября.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1525.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru