Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Тучи над рынком



Климатические и политические капризы не изменят тенденций, сформировавшихся на рынке железной руды. Они разве что способны вызвать к жизни напрасные надежды у трейдеров.
Слабый спрос на китайском рынке обусловил стабильное снижение цен на железную руду. В этой ситуации крупнейшие поставщики — бразильская Vale и ее австралийские конкуренты Rio Tinto и BHP Billiton — регулярно обвиняли друг друга в чрезмерных объемах поставок. Но на днях их примирили погодные катаклизмы: мощные ливни в Бразилии вынудили Vale приостановить добычу, поскольку работы на месторождениях чреваты серьезной опасностью для жизни людей, а на побережье Австралии обрушился циклон Хейди, что привело к закрытию крупнейших экспортных портов.
В Бразилии дожди заливают карьеры Vale на крупнейшем месторождении в штате Минас Гераис, где компания добывает более половины своей руды. Из-за угрозы обвалов и оползней добычу пришлось прекратить, и Vale объявила форс-мажор по ряду контрактов на поставки. Компания сообщила, что дожди “создали серьезные проблемы на ее предприятиях Южной и Юго-Восточной систем”. По данным Reuters и Vale, эти системы обеспечивают около 15% поставок в мировой торговле. Сколько продлится форс-мажор — пока трудно предсказать: метеорологическое бюро Somar сообщило, что такие ливни обычны для этого времени года; они могут ослабеть к концу текущей недели, но затем снова усилятся. По оценкам Vale, компания потеряет продажи порядка 2 млн. тонн руды (около 1% годового выпуска). Эта потеря — второй удар, полученный Vale через месяц после первого, когда гигантский сухогруз компании был поврежден в ее северо-восточном порту — он получил пробоину во время погрузки руды для своего первого рейса.
По словам трейдеров, этот перерыв в поставках не окажет немедленного влияния на цены. Во-первых, теперь спрос невысок, поскольку заводы отложили закупки сырья до завершения новогодних праздников, а склады в китайских портах переполнены — в первую неделю января запасы составляли, по данным Mysteel, 97 млн. тонн (полуторамесячный объем импорта). Во-вторых, доставка руды из Бразилии в Китай занимает около месяца, и влияние нынешнего форс-мажора рынок ощутит только в конце февраля.
Тем временем на западное побережье Австралии налетел циклон Хейди, и 11 января закрылись крупнейшие экспортные терминалы страны. Циклон, со скоростью ветра порядка 100 км в час, вынудил прекратить работу всех портов побережья, через которые осуществляется перевалка руды, составляющей около 70% объема мировой морской торговли. Правда, через сутки возобновил работу порт Dampier, но остается закрытым порт Hedland — второй по величине порт региона, через который осуществляется экспорт 240 млн. тонн руды в год. В принципе, тропические циклоны — обычное явление для австралийского лета, как и связанные с ними остановки добычи сырья. Поэтому прекращение экспорта на 2-3 дня не вызывает особого беспокойства. Но синоптики не исключают возможности повторения прошлогодних катаклизмов, когда циклоны и наводнения парализовали австралийскую угольную промышленность. Кстати, Хейди — циклон первой категории, самой низкой из пяти, но метеорологи говорят, что он может усилиться до второй, со скоростью ветра 160 км в час. Он уже принес дожди вглубь континента: сейчас они заливают рудный пояс в Пилбаре, где вероятно выпадение до 100 мм осадков. Однако добыча в регионе пока не остановлена. Тем не менее, не исключено, что все еще впереди: по словам синоптиков, австралийское лето в этом году будет весьма бурным, и этот циклон Хейди — только первый из серии, которая с вероятностью 65% может состоять из семи или более явлений такого масштаба.
Как бы там ни было, пока не похоже, что капризы погоды могут серьезно изменить рыночный баланс. Иное дело — политические интриги, которые привели к резкому сокращению экспорта руды из Индии. Правительство решило повысить пошлины на экспорт руды от 20% до 30%, чтобы обеспечить поставками внутренних потребителей, и Federation of Indian Mineral Industries предсказывает, что объем индийских поставок в текущем финансовом году (завершается 31 марта 2012-го) сократится до 50 млн. тонн от прошлогодних 97 млн. тонн. Поскольку за первые девять месяцев (до декабря) Индия уже экспортировала около 45 млн. тонн руды, этот прогноз означает, что за три месяца она теперь поставит на рынок только 5 млн. тонн. Дэвид Флэнэгэн, управляющий директор австралийской горнорудной компании Atlas Iron, считает, что за ближайшие три года индийский экспорт может сократиться до менее 10 млн. тонн, поскольку все больше руды будет потребляться внутри страны.
В принципе, это сокращение экспорта может создать дефицит, который, по мнению трейдеров, подтолкнет цены вверх на 7-10% от нынешних 140 долларов за тонну. Однако многие эксперты не присоединились к этому прогнозу. Так, Себастьян Левис из Steel Business Briefing заявил: “Я не думаю, что спрос в 2012 году будет настолько высоким, чтобы возникла напряженность с поставками, достаточная для возврата на рынок индийских маргинальных производителей, и я не вижу оснований для повышения цен. Скорее, это решение усилит тенденцию к сокращению индийского экспорта, а выиграют от этого австралийские и другие производители”. А аналитики Umetal говорят, что сокращение индийского экспорта уже компенсировано растущими поставками из Южной Африки, Ирана, Канады и России. Хотя Индия пока остается третьим по величине поставщиком руды в Китай после Австралии и Бразилии, ее рыночная доля уменьшается. За первые 11 месяцев 2011 года на поставки из Индии (63,3 млн. тонн) приходилось только 11% всей мировой торговли ЖРС, хотя в 2010 году эта страна обеспечивала 15,6%. За тот же период поставки из Южной Африки, Ирана, Канады и России увеличились примерно до 73 млн. тонн (годовой прирост 33%). Таким образом, похоже, что даже уход с рынка третьего по величине экспортера железной руды не обернет тенденции вспять.

Укррудпром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1533.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru