Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

В Украине отменили НДС на импорт свинцового лома



Производители аккумуляторов и переработчики цветных металлов пролоббировали отмену НДС на импорт свинцового лома.
С 1 февраля операции по импорту использованных свинцово-кислотных акумуляторов и их остатков, а также содержащего свинец лома на период до 1 января 2014 года освобождены от уплаты НДС. Соответствующее постановление после новогодних праздников принял Кабмин. Теперь в перечне отходов цветных металлов, которые можно ввозить в страну, не дожидаясь возврата из бюджета НДС, отработанные аккумуляторы соседствуют с отходами меди, латуни, марганца, никеля, алюминия (фольга и стружка), олова, магния, кобальта, молибдена, тантала, титана, циркония, висмута, кадмия, хрома, германия, талия, ванадия и металлокерамики. Из отходов черных металлов вввозу без уплаты НДС подлежат пакетированный и измельченный лом, отходы литейного чугуна, легированной стали, никельсодержащей нержавеющей стали, металл, ввезенный в виде фрезерной стружки и некоторые другие позиции.
До этого времени операции по импорту отработанных аккумуляторов не были особенно популярны на отечественном рынке цветных металлов. По данным Госкомстата, за 2011 год (без декабря) в Украину было ввезено всего лишь 2,28 тыс. тонн акумуляторного лома на 2,4 млн. долларов. Причем основным импортером этого вида отходов машиностроения была Молдова (1,9 тыс. тонн на 1,7 млн. долларов), тогда как из других стран, в том числе из Евросоюза и России, использованные акумуляторы завозились чисто символически. Между тем собственных месторождений первичного свинца Украина не имеет, хотя объем производства готовых аккумуляторов двумя крупнейшими в стране производителями автомобильных источников тока — НАК “Иста” и корпорации “Веста” (обе — Днепропетровск) перевалил за 6 млн. условных единиц. Продукция последнего из этих производителей, по собственным оценкам “Весты”, занимает 65% украинского рынка аккумуляторов и 25% рынка СНГ, а в перспективе компания планирует занять 4% европейского рынка. Поэтому весьма логично, что под прицелом отечественных аккумуляторщиков оказался еще один источник сырья свинцовых сплавов.
В пользу причастности аккумуляторщиков к лоббированию правительственного постановления говорит строительство корпорацией Виктора Дзензерского собственного завода по переработке использованных акумуляторов на территории бывшего Днепровского машиностроительного завода в Днепропетровске. ООО “Рекуперация свинца” (ООО “РекС”) мощностью 40 тыс. тонн свинцовых сплавов в год должна вступить в эксплуатацию во втором квартале нынешнего года. Производительность этого предприятия в два раза превышает возможности аналогичного подразделения НАК “Иста”, которое до этого считалось лидером переработки аккумуляторных батарей в Украине. Поэтому после начала производственной деятельности ООО “РекС” спрос на отработанные аккумуляторы в Украине должен ощутимо возрасти. Помимо корпораций “Иста” и “Веста”, сертифицированными мощностями по переработке аккумуляторов в Украине располагают еще три предприятия — ООО ТПК “Укрсплав” и ООО “Энергосплав” (оба — Донецк), а также ЗАО “Свинец” и ООО “Мегатекс” (Константиновка, Донецкая область). Тем не менее, по самым скромным подсчетам, в каждом регионе есть еще одно-два предприятия, которые занимаются производством свинцовых сплавов, а сырье им поставляют многочисленные “серые” заготовители аккумуляторов, которые скупают батареи прямо в гаражах у автолюбителей.
Слабым местом подобного разделения труда украинские экологи уже давно называют то, что мелкие заготовители аккумуляторов и литейные производства свинцовых сплавов не располагают возможностями по утилизации акумуляторного электролита, требующей лицензии для переработки опасных отходов. Вместо этого они принимают акумуляторы с уже слитым содержимым или несанкционированно сливают кислоту и щелочь в канализацию и почву. Несколько лет назад Минприроды официально признало наличие этой проблемы, заявив о том, что ежегодно в землю попадает около 20 тыс. тонн отходов аккумуляторов, содержащих тяжелые металлы. По оценкам экологов, из 3-4 млн. автомобильных свинцово-кислотных батарей и 300-400 тыс. тонн щелочных аккумуляторов для промышленной техники и оборудования, которые ежегодно подлежат утилизации, в теневом обороте перерабатывается больше половины. Очевидно, что появление в стране новых мощностей по утилизации аккумуляторов способно изменить ситуацию в лучшую сторону. Проект завода по рекуперации свинца позволит “Весте”, вместе со свинцовыми сплавами, призводить гранулят из пластиковых корпусов батарей и 3-4 тыс. тонн кристаллического сульфата натрия для стекольной промышленности из электролита. Но понятно, что аккумуляторы перестанут уходить “налево”, только если серым заготовителям перестанут их сдавать сами автолюбители. Делать это они перестанут, если украинскими чиновниками будет выстроена система контроля над утилизацией аккумуляторов, а производители этой продукции наладят поставки сырья через автомагазины и собственные приемные пункты. Но пока далеко не во всех регионах страны такая возможность имеется.
Вероятно, поэтому основные заинтересованные стороны предпочитают не говорить о своей причастности к разработке дополнения к постановлению Кабмина о перечне отходов, которые подлежат освобождению от уплаты НДС при ввозе в Украину. В частности, исполнительный директор и основной акционер компании Westa Isic SA Денис Дзензерский сообщил “УкрРудПрому”, что корпорация не имеет отношения к лоббированию правительственного постановления об аккумуляторном ломе, хотя, по его мнению, в целом это решение благоприятно для бизнеса “Весты”. Следует сказать, что уже несколько лет корпорация “Веста” имеет возможность получать часть необходимого сырья от принадлежащего ей российского ОАО “Рязцветмет”, которое является крупнейшим в соседней стране производителем свинцовых сплавов, оловянно-свинцовых припоев и сурьмяной продукции. Однако ввоз в Украину непереработанных аккумуляторных батарей из России, вероятно, будет служить для “Весты” дополнительным источником свинцовых сплавов.
Директор донецкого ТПК “Укрсплав” Александр Интин, которое входит в бизнес-империю Андрея Клюева, также заявил, что компания не лоббировала послабления при ввозе аккумуляторного лома. По его словам, “Укрсплав” не относится к числу экспортеров свинцовых сплавов и импортеров отработанных аккумуляторов, ввоз которых в Украину из-за жесткого контроля со стороны Минприроды и МВД оправдан только крупными партиями. Поэтому правительственное послабление только частично ослабит конкуренцию за свинец среди переработчиков цветных металлов и производителей аккумуляторов. А если так — участникам рынка вряд ли стоит полагаться на импортный свинец, а лучше приложить усилия для налаживания оборота аккумуляторов в Украине.

Укррудпром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1539.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru