Украинским автопроизводителям вновь угрожает импорт недорогих автомобилей из Узбекистана. Межведомственная комиссия по международной торговле рекомендовала Кабмину отменить заградительные квоты для продукции из этой страны, после того как Узбекистан ликвидировал акцизный налог на украинскую продукцию. Однако участники рынка утверждают, что против их продукции в стране действуют и другие протекционистские меры, и намерены инициировать новое расследование.
Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) проголосовала за отмену ограничений для импортных автомобилей из Узбекистана. Решение было принято 23 января и вступило в силу в пятницу после публикации в "Урядовом курьере". Узбекистан отменил акцизный налог для украинской продукции, являвшийся фактически заградительным — 69,9% таможенной стоимости, или $4,68 тыс., при средней стоимости автомобиля $6,69 тыс. Поэтому МКМТ рекомендовала Кабмину отменить ограничения на импорт узбекских Daewoo (три автомобиля в год), введенные в прошлом году в ответ на действия Узбекистана.
Украина ограничила импорт автомобилей из Узбекистана 15 ноября прошлого года после обращения в МКМТ ассоциации "Укравтопром". Комиссия установила, что девствующий в Узбекистане акцизный налог при импорте украинских автомобилей превышает сбор с российских почти в 14 раз, что ставит этих импортеров в неравные условия.
Украинские производители считают, что отмена пошлин ослабит их собственные позиции по сравнению с импортерами из Узбекистана. По словам зампредседателя правления корпорации "Укравто" Вячеслава Поврозника, Узбекистан отказался далеко не от всех протекционистских мер. "В Узбекистане местную валюту можно обменять только на специальной бирже. Причем только компании, внесенные в специальный госреестр, имеют на это право. Мы несколько раз подавали заявки на включение в него, но нам отказывали",— утверждает менеджер. Кроме того, чтобы беспошлинно поставлять автомобили в рамках договора о свободной торговле, нужно иметь сертификат СТ1. "Его нам также отказываются выдавать",— говорит господин Поврозник.
Узбекские Daewoo по итогам 2011 года занимали 13 место в списке самых продаваемых автомобилей в Украине — 6,67 тыс., или 3% (данные аналитической группы AUTO-Consulting). В прошлом году на украинском рынке были доступны Daewoo Matiz и Nexia, а в будущем компания планировала поставлять на рынок также Lacetti. В этом случае узбекский производитель может увеличить рыночную долю до 5-6%, говорил ранее гендиректор AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" полагает, что за счет новой модели узбекские автомобили будут вытеснять с рынка местных производителей и импортеров в схожей ценовой нише. В украинских автосалонах цены на автомобили Daewoo Matiz и Nexia стартуют от 45,5 тыс. грн и 68 тыс. грн соответственно. Для сравнения: стоимость китайских автомобилей в аналогичном классе выше, например, Chery QQ продается по цене 54,5 тыс. грн, а Amulet - 75,1 тыс. грн.
В "Укравто" говорят, что намерены обратится в ассоциацию "Укравтопром" с требованием инициировать продолжение расследования на этом рынке. "Украинским компаниям необходимо показать правительству, что отмена акциза в Узбекистане нивелируется другими способами сдерживания импорта автомобилей, доказать, что положительного эффекта Украина не получила",— считает партнер юридической фирмы Astapov Lawyers Олег Мальский.
Правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий говорит, что до сих пор автопроизводители предъявляли претензии только к пошлинам: "МКМТ вела расследования лишь в отношении действия акцизного налога в Узбекистане по отношению к украинским автомобилям. То, что сейчас заявляют производители — это абсолютно новые обстоятельства". По его словам, украинским экспортерам необходимо обратится в МКМТ с фактами, подтверждающими то, что в Узбекистане действуют другие протекционистские меры ограничения импорта, нарушающие договор о зоне свободной торговли. "Будет новая жалоба, начнется новое расследование",— пообещал он.