Серия инцидентов на железных дорогах, включая вчерашнюю аварию в Амурской области, заставила власти обратить внимание на качество производимых вагонов. Первыми санкции коснутся украинских вагоностроителей — в частности, уже приостановлена эксплуатация 25 тыс. вагонов производства «Азовэлектростали». РЖД требуют законодательно установить ответственность вагоностроителей за качество их продукции.
Вчера в Амурской области сошел с рельсов железнодорожный состав, перевозивший нефть. Ущерб от аварии оценивается более чем в 80 млн руб. без учета вреда экологии от разлива нефти. Причиной аварии назван заводской дефект вагона, изготовленного украинской «Азовэлектросталью» (г. Мариуполь).
Санкции последовали незамедлительно: первый вице-президент РЖД Вадим Морозов сообщил вчера о том, что железнодорожная монополия приостановит эксплуатацию вагонов украинского производителя до решения федеральных органов. «Чтобы, пока идет принятие решения федеральными органами, они не натворили больше беды», — пояснил Морозов, уточнив, что речь идет более чем о 25 тыс. вагонов украинского производства.
Претензии к украинским вагоностроителям есть и у регуляторов. Как сообщили РБК daily в пресс-службе «Росжелдора», ФБУ «РС ФЖТ» («Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте») еще 30 января приостановило действие сертификатов на производство боковых рам у «Азовэлектростали», а сегодня планирует это сделать в отношении Крюковского вагоностроительного завода. Основанием послужили участившиеся случаи крушений и аварий грузовых поездов, а также сходы с рельсов подвижного состава из-за изломов литых деталей тележек грузовых вагонов.
Стоит отметить, что на прошлой неделе Ространснадзор уже выдал предписание РЖД с требованием запретить эксплуатацию 43 других вагонов, укомплектованных боковыми рамами «Азовэлектростали» бракованной плавки.
В связи с увеличением числа аварий по вине производителей вагонов Вадим Морозов предложил рассмотреть инициативу об обязательном страховании ответственности собственников подвижного состава и вагоностроительных предприятий за возможный ущерб. Кроме того, в официальном сообщении РЖД говорится, что в прошлом году госмонополия направила в Минпромторг и Минтранс письма с предложением «на законодательном уровне повысить ответственность производителей за низкое качество вагонной продукции».
В Минпромторге не ответили на запрос РБК daily, собирается ли ведомство разрабатывать какие-либо предложения по этому поводу. В подконтрольном Минтрансу Ространснадзоре сообщили, что 31 января состоялось экстренное совещание с представителями заводов-изготовителей, ремонтных предприятий и собственников подвижного состава. Результатом этого заседания стал проект письма Ространснадзора, в котором регулятор напомнил вагоностроителям о возможной уголовной ответственности за неисполнение требований по качеству продукции.
Вице-президент некоммерческого партнерства «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов рассказал РБК daily, что организация не раз обращалась в профильные министерства и ведомства с просьбой принять жесткие меры к украинским производителям, поставляющим некачественный подвижной железнодорожный состав в Россию. «Жесткий контроль качества самими производителями, центром технического аудита РЖД и российскими стандартами применяется только в отношении российских производителей, но никак не влияет на иностранных», — подчеркнул он. По мнению Василия Варенова, единственное верное решение проблемы — временный запрет на ввоз украинской продукции в Россию. «Российский рынок — это конкурентная среда, поэтому ввод моратория никоим образом не повлияет на цены на вагоны внутри страны», — уверен он.
Иной точки зрения придерживается гендиректор «Сибур-Транс» Максим Зинченко, по мнению которого, запрет на эксплуатацию украинских вагонов может спровоцировать нехватку подвижного состава. Как перевозчик опасных грузов, «Сибур-Транс» может столкнуться с серьезными трудностями по поставкам сырья и вывозу нефтехимической продукции, рассуждает он.
Согласно статистике РЖД, в 2011 году госмонополией было зафиксировано два крушения и две аварии грузовых поездов, 16 сходов с рельсов подвижного состава, а в январе 2012 года произошло уже семь случаев излома боковых рам из-за низкого качества литья.