Группа «Метинвест» в ближайшее время может пополниться очередным металлургическим заводом – на этот раз в Сербии. Конкуренты холдинга Ахметова пока особой активности не проявляют. Однако внешнеполитические факторы могут помешать украинскому бизнесмену купить предприятие.
После выкупа правительством Сербии у U.S. Steel метзавода Zelezara Smederevo, местные СМИ сразу же выделили двух претендентов на актив – это ArcelorMittal и украинская группа «Метинвест» Рината Ахметова. Более того, по информации издания Serbia Times, Ахметов встречался с представителями правительства Сербии по вопросу покупки предприятия аккурат за день до официального подписания всех бумаг купли-продажи с U.S. Steel.
Еще одна немонополия на Балканах
Интерес украинской группы к сербскому метзаводу понятен. «Метинвест», имея профицит железорудных мощностей, заявил о стратегии по агрессивному развитию сталелитейного дивизиона, но на просторах Украины «Метинвест» пока не будет нарушать хрупкое равновесие, поэтому он может расширяться заграницей. Тем более, что холдинг может решить проблему убыточности Zelezara Smederevo – обеспечение предприятия рудой и коксом по приемлемым ценам.
Более того, купив один из крупных метзаводов на Балканах, «Метинвест» может сформировать из него опорный пункт для создания доминирующего положения на стальном рынке региона. У холдинга Ахметова уже есть в Белграде сервис-центр, который обслуживает не только рынок Сербии, но и соседних стран: Хорватии, Боснии и Герцеговины и Македонии.
А если Zelezara Smederevo будет работать с полностью загруженными мощностями (2,4 млн. т), он сможет покрывать стальные потребности региона. По данным WSA, докризисное видимое потребление готовой металлопродукции в Сербии составляло чуть более 1 млн. т (сейчас эти объемы упали более чем в 2 раза). Если добавить к этому показателю текущее потребление (2 млн. т) в соседних балканских странах, не входящих в ЕС, то становится понятным, что для «Метинвеста» сербская игра стоит свеч.
Купить что-то ненужное
Впрочем, местные СМИ пишут, что наиболее вероятным претендентом на покупку является транснациональный ArcelorMittal. В частности, по информации издания Novosti, U.S. Steel в конце 2011 г. обращалась к Лакшми Митталу с предложением выкупить завод за $300 млн., но корпорация готова была выделить на покупку лишь $23 млн.
Власти Сербии оценивают завод в 100 млн. евро, но ArcelorMittal сейчас не до покупок. Чистый убыток корпорации в IV квартале прошлого года достиг $1 млрд., даже несмотря на массовые закрытия сталелитейных мощностей по всей Европе. Более того, рецессия второго полугодия вынудила ArcelorMittal отказаться от покупки австралийского Macarthur Coal. Характерно, что для корпорации покупка угольного актива была намного приоритетнее, чем наращивание сталелитейных мощностей.
Хотя при благоприятной конъюнктуре рынка ArcelorMittal решила бы сырьевые проблемы завода. Дело в том, что компания Миттала владеет долей в железорудном предприятии ArcelorMittal Prijedor (добывает порядка 2 млн. т), расположенном в Республики Сербская, анклаве на территории Боснии и Герцеговины. Причем, корпорация намерена выкупить госакции не только Prijedor, но и соседнего рудника Ljubija за каких-то $33,4 млн. Оба предприятия будут работать на обеспечение потребностей боснийского метзавода ArcelorMittal Zenica, мощности которого составляют порядка 650 тыс. т.
Жеваго в засаде
Часть потребностей в желруде сербского меткомбината покрывает Ferrexpo Константина Жеваго, который пока никак не заявлял о своем интересе к активу. Тем не менее, этот завод - важный рынок сбыта для Ferrexpo, отгружавшей в его адрес до кризиса около 1 млн. т окатышей. Характерно, что кроме руды Жеваго может и обеспечить поставки кокса на Zelezara Smederevo. Партнером украинского бизнесмена по Ferrexpo выступает чешский угольный магнат Зденек Бакал, его компания New World Resources занимается коксующимися углями и коксом.
Напомним, что раньше Vorskla Steel (металлургическая компания Жеваго) предпринимала попытки закрепиться на сталелитейном рынке. Заявлялись планы строительства меткомбината в Украине, перекатных мощностей в Венгрии, структуры бизнесмена пытались заполучить болгарского банкрота «Кремиковцы», но все это ограничились лишь электросталеплавильным цехом в Дании.
Политическая дилемма Ахметова
Желание правительства Сербии сохранить метзавод понятно – в мае в стране пройдут выборы, и никому не хочется иметь головную боль в виде массовой безработицы в 62-х тысячном Смедерево. Поэтому и с привлечением инвестора власти страны перебирать не будут: если не ArcelorMittal, так «Метинвест».
Но на балканском «шопинге» Ахметова могут отразиться «политические ветры» между Украиной и ЕС. Сербия ожидает рассмотрение своей заявки на вступление в ЕС в марте. Учитывая быстрое охлаждение отношений между Украиной и Евросоюзом, последний может надавить на Сербию и показательно не пустить украинский капитал в одну из стратегических отраслей ЕС. Как, например, это было сделано с покупкой россиянами Opel или газового хаба в Австрии.
В этом контексте, обратим внимание, что в конце февраля Совмин иностранных дел ЕС намерен расширить санкции в отношении белорусских предприятий, близких к А.Лукашенко, из-за проблем с демократией в стране. О применении подобных методов в отношении Украины поговаривают давно. Если это произойдет, то отечественный вариант «управляемой демократии» осложнит и без того нелегкое положение украинского бизнеса в ЕС. Открытым остается вопрос, захочет ли Ринат Леонидович портить отношения с Виктором Федоровичем именно в случае с убыточным заводом в Сербии?