Новый тяжеловес



Слияние, о котором объявили Glencore и Xstrata на минувшей неделе, изменит расстановку сил в мировой торговле сырьем.
Слухи о возможном объединении крупнейшего в мире торгового дома Glencore с диверсифицированной горнорудной компанией Xstrata витали в воздухе уже несколько лет. Надежно оторвавшись от ближайших конкурентов в сфере торговли (на 2010 год 60% мировой торговли цинком и 50% — медью), Glencore занялась экспансией в добывающий сектор и приобрела там ряд активов. Одной из самых ценных покупок был крупный пакет (почти 35%) акций Xstrata, которая владеет огромными запасами угля, меди и никеля в странах Африки, Южной Америки и Центральной Азии. И если раньше Glencore не занималась собственно производством, то теперь она нацелилась на покупки, которые могут обеспечить прямые рычаги влияния на эту сферу. Аналитики признают, что в этом аспекте Xstrata с ее тесной привязкой к Glencore и великолепными перспективами роста — оптимальная мишень. Разумеется, для Xstrata это слияние тоже представляет большой интерес: в результате объединения горнорудная компания сможет использовать маркетинговые мощности партнера и его возможности в сфере логистики.
По мнению аналитиков, основным препятствием к слиянию было отсутствие листинга у Glencore — многие инвесторы Xstrata возражали против объединения, пока потенциальный партнер не имел рыночной оценки. Поэтому когда в мае прошлого года Glencore провела IPO на Лондонской фондовой бирже, участники рынка восприняли это как четкий сигнал — слияние скоро произойдет. Понятно, что обе компании выиграют за счет диверсификации источников дохода и доступа к новым регионам, хотя акционеров Xstrata настораживают риски, связанные с активами Glencore в таких странах, как Конго, с которыми практически все международные группы опасаются иметь дело. Тем не менее аналитик Charles Stanley Securities Кайрон Ходжсон считает, что партнеры прекрасно дополняют друг друга: “Это компании общего происхождения и с одинаковой идеологией. В их объединении — большие возможности синергии. Рынок ожидал этой сделки много лет, и объявление о ней не вызывает удивления”. По оценкам экспертов банка, главное преимущество сделки связано с маркетинговой стороной бизнесов компании. А основной потенциал роста — в маркетинговых операциях с медью, цинком и углем. Ожидается, что уже в первом финансовом году после объединения синергия составит не менее 500 млн. долларов.
Однако главное преимущество заключается в другом. Обе компании — агрессивные покупатели активов, а у группы с капитализацией около 90 млрд. долларов будет гораздо больше возможностей для новых приобретений, к тому же они перестанут конкурировать за них между собой. По мнению экспертов Credit Suisse, слияние упрочит финансовое положение компаний и обеспечит им сокращение затрат на финансирование. Правда, банк отмечает, что акционеры Xstrata считают, что основная часть преимуществ в этой сфере выпадет на долю Glencore, у которой задолженность выше и затраты на финансирование больше. Но все равно выгоды очевидны, в крайнем случае партнеры могут и оговорить премию для акционеров Xstrata.
В том, что слияние Glencore и Xstrata состоится, сомнений нет. Аналитики уверены, что скоро новая компания — Glencore Xstrata International — появится на рынке M&A. Ее горнорудные активы разбросаны от Новой Каледонии до ДРК, и очевидная следующая мишень — Anglo American, которую Xstrata пыталась приобрести в 2009 году. Попытка оказалась безуспешной — ей воспрепятствовали дефицит новых крупных месторождений и горнорудные гиганты Vale, Rio Tinto и BHP Billiton, не желающие делить рынок с новыми игроками. А стремление Xstrata проникнуть в этот наглухо закрытый для посторонних сектор вполне понятно: при себестоимости добычи 20-30 долларов на тонну руда продается в Китае по 140 долларов. И, если слияние состоится, Glencore Xstrata International вполне способна в дальнейшем поглотить крупную компанию в австралийской железорудной отрасли. Именно так поступила в свое время Anglo American — чтобы проникнуть в этот лакомый сектор, она приобрела Kumba Resources. А теперь она сама, скорее всего, окажется мишенью. Эксперты считают, что это — вполне логичный следующий шаг будущей Glencore Xstrata International. Колин Гамильтон, аналитик Macquarie, заявил: “Без сомнения, Xstrata стремится стать крупным игроком на рынке железной руды, и с этой целью ей необходимо приобрести другого крупного игрока”.
Слияние с Glencore позволит Xstrata воплотить эту идею в жизнь: упрочненное финансовое положение с низким гирингом (отношение заемного капитала к собственному) даст возможность поджечь фитиль и подорвать олигополию на рынке железной руды. В этом заинтересована и Glencore, которая занялась маркетингом руды в 2008 году и захватила расширяющийся плацдарм на этом рынке. А укрупненная компания будет вполне способна конкурировать за приобретения даже с такими группами, как Vale, Rio Tinto и BHP Billiton.
Кстати, BHP Billiton уже отреагировала на ситуацию. Глава группы Мариус Клопперс заявил: “BHP — компания другого типа, чем предполагаемое объединение Xstrata и Glencore, и это слияние не вызовет изменений в стратегии BHP. Мы инвестируем только в первоклассные активы, с долгим сроком эксплуатации и низкой себестоимостью продукции. Наша стратегия направлена на повышение прозрачности ценообразования в отрасли, поэтому мы с будем действовать в разных сферах с той частью объединения Glencore-Xstrata, которая относится к Glencore”.
Аналитики говорят, что стоит ожидать резкого роста активности в сфере M&A. Ведь там скоро появится новый тяжеловес, который составит серьезную конкуренцию BHP Billiton, Rio Tinto и Vale.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1577.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru