на категории в зависимости от их величины.
Министерство транспорта пошло навстречу операторам рынка грузоперевозок. Ведомство отказалось от введения жесткого имущественного ценза, несоответствие которому могло бы существенно сократить грузоперевозчиков. Вместо этого Минтранс согласился разделить действующих участников рынка на пять категорий. Как говорят сами операторы, фактически чиновники документально закрепили действующее положение на рынке.
Вчера в Минтрансе состоялось совещание, на котором представители министерства вместе с коллегами из ФАС и участниками рынка железнодорожных перевозок обсудили проект постановления правительства "Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов". Как рассказали "Ъ" в пресс-службе министерства, проект был доработан с учетом предложений, высказанных на совещании 27 января.
Январское обсуждение положения "Об операторах" вызвало широкий резонанс на рынке. Тогда Минтранс попытался ввести жесткий имущественный ценз для грузоперевозчиков - 1 тыс. вагонов для всех железнодорожных операторов. Компаниям с меньшим количеством вагонов, по сути, предлагалось покинуть рынок перевозок. Против этой инициативы выступили как мелкие операторы рынка, так и Минэкономразвития. Как рассказали "Ъ" в ОЖдПС (некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава), ассоциация предложила ввести классификацию действующих операторов.
По итогам вчерашнего совещания было принято решение разделить операторов рынка на пять категорий. Первая - сетевые операторы; должны иметь парк в объеме не менее 5 тыс. единиц подвижного состава. Они могут перевозить широкую номенклатуру товара как на внутреннем, так и на международном рынке и на любых направлениях.
Вторая категория операторов - региональные. Им разрешается иметь парк до 5 тыс. единиц подвижного состава и предоставлять свои услуги по перевозке грузов широкой номенклатуры на отечественном и международном рынке. Но лишь на определенных направлениях. В третью категорию войдут специализированные операторы. Это те перевозчики, которые имеют соответствующий подвижной состав и перевозят определенную номенклатуру товара в России и за рубежом.
Четвертая категория - корпоративные перевозчики. Ее введение закрепляет право кэптивным грузовым компаниям обслуживать на внутренних и международных направлениях материнскую структуру. Последняя категория - контейнерные перевозчики - те, кто имеет специализированный подвижной состав и контейнеры.
Как рассказали "Ъ" в ОЖдПС, фактически предложения ассоциации и легли в основу этого деления. Кроме того, на совещании были поддержаны еще две инициативы. Первая - наделить операторов первой категории признаком публичности. Это обяжет ключевых игроков рынка заключать договоры грузоперевозки со средними и мелкими грузоотправителями. Вторая инициатива - обязать всех участников рынка грузоперевозок предоставлять одинаковые условия для клиентов с идентичным грузом и маршрутом.
Вчера участники рынка железнодорожных перевозок предпочли не комментировать вторую редакцию предложений Минтранса. Неофициально они говорят, что, по сути, это положение отражает сложившиеся на рынке условия. Единственное, что беспокоит ряд из них,- это ограничения для региональных перевозчиков. "В конечном счете это может привести к ограничению передвижения",- высказал свое опасение представитель одной из компаний.
В ОЖдПС официально сообщили, что второй редакцией в целом довольны. В Минэкономразвития воздержались от комментариев. Теперь документ будет направлен на утверждение в ФАС. ФСТ и Минэкономразвития и, согласно плану, до 4 марта утвержден правительством.