Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Вьетнамский прорыв



Премьер Вьетнама подписал директиву, утверждающую программу развития металлургии до 2025 года. Согласно этому плану, Вьетнам, который уже называют “самым молодым азиатским тигром”, планирует полностью обеспечить себя стальным прокатом и приобрести статус нетто-экспортера стальной продукции.
Программа оценивает потребность национальной экономики в готовом прокате в 11-12 млн. тонн в 2010 году, 15-16 млн. тонн в 2015 году и 24-25 млн. тонн — в 2025 году. При этом, объемы производства полуфабрикатов оцениваются на 2025 год в пределах 12-15 млн. тонн, а готовой продукции — 24-25 млн. тонн. Таким образом, Вьетнам по-прежнему останется крупным импортером заготовок и даже многократно увеличит закупки по сравнению с около 1,5 млн. тонн в 2006 году. На текущий год вьетнамские специалисты прогнозируют потребление стальной продукции на уровне 7,2 млн. тонн (рост на 20% по сравнению с прошлым годом), а собственное производство — 1,4 млн. тонн заготовок и 4,75 млн. тонн проката.
Как считают авторы программы, для достижения поставленных целей в развитие отрасли необходимо инвестировать до 2015 года 8 млрд. долларов, а в течение следующих десяти лет — еще 4 млрд. долларов. При этом власти, очевидно, рассчитывают на широкое привлечение иностранных инвестиций. Только в этом году было одобрено два крупных совместных проекта с зарубежными компаниями — индийской Tata Steel и корейской Posco. На прошлой неделе о своих интересах во Вьетнаме сообщила и малазийская Lion Group. Она подписала соглашение с вьетнамской государственной судостроительной компанией Vinasin о создании совместного предприятия по строительству еще одного крупного металлургического комбината. Инвестиции в его создание оцениваются в 7 млрд. долларов, производственная мощность достигнет 8 млн. тонн в год, а сооружаться он будет в две очереди на протяжении 10-15 лет.
Для Vinasin это будет уже второй металлургический мегапроект. В середине августа вьетнамская компания уже заключила аналогичное соглашение с Posco о строительстве аналогичного предприятия стоимостью 4,5 млрд. долларов. Впрочем, в обоих проектах, если они будут реализовываться одновременно, львиную долю средств предоставят иностранные участники.
Приближается к финишной черте процесс получения всех разрешений на строительство нового интегрированного комбината индийской компании Tata Steel в штате Орисса, обладающем большими запасами железной руды. Как заявляет Tata Steel, вопрос о выделении земельного участка под строительство практически решен, и уже в ноябре должны стартовать работы по сооружению комбината на 6 млн. тонн стали в год.
Российский Магнитогорский металлургический комбинат наверстывает упущенное, вслед за коллегами-конкурентами обзаводясь зарубежными подразделениями. Правда, если “Северсталь”, “Евраз” и НЛМК приобретали предприятия за границей, то Магнитка после неудачи в Пакистане, похоже, приняла решение не ждать милости от иностранных собственников и регуляторов, а вместо этого самостоятельно строить новые заводы. В августе российская компания официально стартовала проект по сооружению совместно с турецкой Atakas Group металлургического комбината на 2,6 млн. тонн в год, а в сентябре объявила, что вложит около 1 млрд. долларов в создание нового предприятия в американском штате Огайо. Завод мощностью 1,7 млн. тонн в год будет выпускать холоднокатаную листовую продукцию для автомобильной промышленности.
Давление снизу
Повышение цен на мировом рынке стали имеет крайне неравномерный характер. Цены усиленно взвинчивают только китайцы, стремящиеся поднять стоимость экспортной продукции параллельно росту на внутреннем рынке. В остальных регионах речь идет в лучшем случае лишь о незначительных поднятиях. Вторая уникальная особенность текущей рыночной ситуации заключается в том, что дорожают в основном полуфабрикаты, тогда как готовый прокат демонстрирует незначительные подвижки.
Это приводит к тому, что в Восточной Азии заготовки продаются фактически по цене арматуры, а то и дороже. Так, китайские компании предлагают длинномерные полуфабрикаты уже по 570-580 долларов за тонну C&F, в то время как корейцы приобретают китайскую арматуру всего по 570 долларов за тонну C&F, а на тайванском рынке конструкционная сталь стоит 560-570 долларов за тонну ex-works.
Скачок цен привел к тому, что торговля заготовками на дальневосточном рынке сократилась до минимума. Некоторые прокатные заводы и вовсе прекратили выпуск, так как не могут позволить себе покупать полуфабрикаты втридорога. И это относится не только к предприятиям, выпускающим длинномерную продукцию. Слябы на региональном рынке также идут на подъем, пусть и не так стремительно, как заготовки. Китайские компании подняли цены от 530-540 долларов за тонну FOB в конце августа до 550 долларов за тонну FOB, а в перспективе не исключают и 570 долларов за тонну FOB. При этом предложения на поставку горячекатаных рулонов поступают от китайских экспортеров по 540-560 долларов за тонну FOB, а японские компании JFE и Nippon Steel только в октябре собираются довести цены на горячекатаные рулоны, поставляемые на перекатку в Корею, до 540-550 долларов за тонну FOB.
Как отмечают представители металлургических компаний, повышать цены на полуфабрикаты их заставляет увеличение своих затрат. Действительно, цены на железную руду на спотовом рынке ставят рекорд за рекордом, да и металлолом в последнее время пошел в рост.
За пределами Восточной Азии ценовые подвижки далеко не так радикальны. Экспортеры из стран СНГ в сентябре незначительно подняли котировки на длинномерную продукцию, предлагая заготовки по 510-520 долларов за тонну FOB, а арматуру — по 570-580 долларов за тонну FOB, но цены на горячий прокат остались без изменений — 540-580 долларов за тонну FOB. В Персидском заливе заготовки подорожали до 580-600 долларов за тонну C&F, но арматура так и не вышла за пределы интервала 615-625 долларов за тонну C&F.
В США и ЕС рынки пока малоподвижны. При этом европейцы опасаются наплыва дешевого импорта, который может заставить их снизить цены на прокат, а американцы испытывают трудности из-за финансового кризиса и спада на рынке недвижимости. Тем не менее бразильские производители полуфабрикатов считают, что в четвертом квартале цены пойдут вверх, и не скрывают своего стремления поднять стоимость слябов для американских покупателей от нынешних 480-510 долларов за тонну до 550 долларов за тонну FOB при поставках в четвертом квартале.
Поиск решений
Рост цен на железорудное сырье на спотовом рынке продолжается. В начале сентября индийский 63,5%-ный концентрат обходился китайским компаниям в 140-145 долларов за тонну CIF, а некоторые экспортеры выставляют предложения вплоть до 155 долларов за тонну CIF. Как показывает практика, китайский спрос на импортную железную руду неэластичен: взлет цен более чем на треть по сравнению с началом августа, по предварительным данным, привел лишь к относительно незначительному объему поставок.
Специалисты, ранее ожидавшие достижения баланса между спросом и предложением на мировом рынке ЖРС уже в 2008-2009 годах, пересматривают свои прогнозы, отмечая, что потребление сырья в Китае растет значительно быстрее, чем объемы его производства. Так, по мнению экспертов швейцарского банка Credit Suisse, подъем цен на рынке руды прекратится не раньше 2013 года, а дисбаланс на нем в ближайшее время будет только нарастать. Как считают швейцарцы, до 2010 года китайский спрос на импортное железорудное сырье увеличится на 260-270 млн. тонн по сравнению с 2006 годом, в то время как поставки — только на 190 млн. тонн.
Нехватка сырья отмечается даже в Индии, третьем по величине экспортере ЖРС в мире. Правительство страны отказало корпорации Arcelor Mittal, обещавшей инвестировать более 12 млрд. долларов в строительство в штате Джаркханд интегрированного металлургического комбината на 10 млн. тонн в год, если ей гарантируют доступ к местным железорудным месторождениям. Ранее предполагалось, что Arcelor Mittal на паях с индийской государственной компанией SAIL образует совместное предприятие Chiria Mines для разработки залежей, принадлежащих SAIL, но теперь власти дали задний ход. Как заявил индийский министр металлургической промышленности, у SAIL и так не хватает ресурсов для стабильного долгосрочного развития и планируемого расширения мощностей, так что она находится не в том положении, чтобы делиться с кем-либо.
Правда, одновременно министерство сообщило, что может инициировать отмену экспортной пошлины в размере около 7 долларов за тонну на окатыши. По мнению официальных лиц, возможность увеличения экспортных поставок станет для производителей стимулом для расширения выпуска этой продукции с добавленной стоимостью, отчего выиграют и национальные металлурги. Пока что на окатыши приходится не более 2-3% индийского экспорта ЖРС.
Корпорация Arcelor Mittal тем временем продолжает свою политику по скупке железорудных месторождений по всему миру. В начале сентября она предложила компаниям Stelco и Cleveland Cliffs 67 млн. долларов за принадлежащие им 71,4% акций канадского железорудного комбината Wabush на полуострове Лабрадор. Его производственная мощность достигает 5,5 млн. тонн окатышей в год. Arcelor Mittal “унаследовала” 28,6% акций этого предприятия от купленной в 2005 году канадской компании Dofasco .
Рынок металлолома пока относительно стабильный в Средиземноморье, где турецкие компании приобретают материал 3А из СНГ по средней цене 340 долларов за тонн C&F, но в Восточной Азии продолжается медленное повышение, вызванное подорожанием лома на внутренних рынках США и Японии и высокими расходами на фрахт. Японский лом Н2 уже предлагается на Тайвань по 365-370 долларов за тонну C&F, и к этому рубежу постепенно подтягивается и американский HMS №1.

УкрРудПром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_160.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru