ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) нашло еще один способ привлечения инвестиций, предложив с 2013 года повысить тариф на грузоперевозки еще как минимум на 4%. Таким образом, с учетом уже запланированной индексации цены на перевозку грузов могут вырасти на 10%. Эту инициативу поддержал Минтранс и фактически одобрила Федеральная служба по тарифам (ФСТ), однако сдержать пыл госмонополии может Минэкономразвития (МЭР), встретившее в штыки это предложение.
Вчера старший вице-президент РЖД Вадим Морозов, выступая на коллегии Минтранса, предложил правительству ввести с 2013 года инвестиционную составляющую в грузовой тариф в размере не менее 4%. Представитель госмонополии отметил, что одним из основных вопросов остается развитие инфраструктуры, а также текущее поддержание железных дорог и «расшивка узких мест» для грузовых перевозок. Между тем дефицит средств, необходимых для реализации стратегии развития железнодорожного транспорта до 2015 года, составляет 400 млрд руб., напомнил господин Морозов. По его словам, если ранее рост объема инвестиций был возможен благодаря продаже акций дочерних предприятий компании на сумму более 149 млрд руб., то сейчас данный источник средств исчерпал себя.
Предложение РЖД получило поддержку в Минтрансе. Об этом, в частности, заявил заместитель министра транспорта Андрей Недосеков, подчеркнувший, что постепенное увеличение инвестсоставляющей в тарифе предусмотрено Федеральной целевой программой развития транспорта до 2015 года. Стоит отметить, что Андрей Недосеков высказался в пользу этой идеи еще в прошлом году. Тогда он сообщил, что введение инвестсоставляющей могло бы привлечь около 1 трлн руб. в течение 2010—2015 годов. Поддержку РЖД фактически оказала и ФСТ, опубликовавшая на прошлой неделе проект установления тарифов для финансирования объектов железнодорожной инфраструктуры. Документ предусматривает, что в отдельных сегментах железнодорожных транспортных услуг в зависимости от значения объекта инфраструктуры и других ценообразующих факторов тарифы могут увеличиваться или уменьшаться. В частности, повышенные тарифы могут устанавливаться в случае, когда финансирование осуществляется за счет собственных или привлеченных средств РЖД.
Однако против инициативы РЖД высказалось Минэкономразвития. Вчера заместитель директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности министерства Гамид Булатов сообщил РБК daily, что МЭР не видит оснований для повышения тарифов. «Скорее возможно понижение тарифов после корректировки в 2012 году», — отметил он. По словам председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольги Лукьяновой, ни МЭР, ни ФАС скорее всего не одобрят предложение РЖД. Если чиновники и решатся повысить тариф, то точно меньше чем на 4%, считает г-жа Лукьянова. С ней согласен и Андрей Рожков из ИФК «Метрополь», по мнению которого МЭР не допустит, чтобы тарифы превышали уровень запланированной инфляции. Если все же это произойдет и тарифы будут повышены, на внешнем рынке это приведет к снижению рентабельности тех или иных грузов, а на внутреннем повышенный тариф скорее всего будет включен в конечную стоимость товара, от чего пострадают потребители услуг, рассуждает аналитик.
Ранее РЖД предлагали проиндексировать тариф на грузоперевозки на 2012 год на 23% или же компенсировать компании выпадающие доходы в размере 147 млрд руб. Позднее госмонополия снизила свои аппетиты до 11,7% с условием выделить компании госсубсидию в размере 40 млрд руб. Однако в апреле 2011 года правительство утвердило индексацию грузотарифов на 2012 год на 6% с выделением около 40 млрд руб. субсидий. Ожидаемый рост тарифов в 2013 году — 5,5% (без учета инвестсоставляющей).