Одни и те же виды продукции для себя и на экспорт производят Украина, Россия, Турция и Китай. Себестоимость отечественного металла несколько меньше, чем у других. Об этом в комментарии для UBR.UA заявил директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк.
"По одному типовому виду продукции разница в цене может быть 5-7%. Если строительный прокат, та же армированная сталь в среднем будет стоить $620, одни будут продавать за $640, мы будем приблизительно за $610" - пояснил он.
По словам эксперта, самая дешевая продукция по себестоимости – у России, далее – Украина, потом Турция и Китай. "Но это усредненный рейтинг... По отдельным видам металлопроката ситуация может быть иной", - пояснил эксперт.
По его мнению, у низкой себестоимости несколько причин. Качество продукции несколько хуже, но это в основном касается товарного вида: связка, отметки, упаковка. Сами характеристики стали и ее прочность не хуже, чем у конкурентов, - считает эксперт. Например, строительная сталь у нас сертифицирована по западным стандартам. Большего можно было бы требовать от листовой продукции и рулонной стали. Из-за химического состава и механических качеств эти виды используются как промежуточные, для дальнейшей переработки, или в строительстве. Для машиностроения, производства техники или ответственных конструкций она не годится.
В то же время, заработная плата тоже не ключевой фактор для себестоимости отечественного металла. Высококвалифицированным сотрудникам платят не хуже, чем в странах-конкурентах. На этом рынке процветает "охота на головы" и работники легко меняют страну проживания.
Основное конкурентное преимущество украинских металлургов, по словам Владимира Власюка, – это сырье. В первую очередь это касается вертикально-интегрированных компаний, у которых есть своя железная руда. Украине также пока еще хватает своего металлолома, хотя в ближайшем будущем может понадобиться импорт. Потребность в коксующемся угле отечественные добытчики покрывают на 60%. Остальное импортируем из России и Австралии.
Но в торговле металлом значение имеет не только себестоимость, но срок выполнения заказа и транспортировки товара. "Перед россиянами у наших производителей преимущество: на рынки Ближнего Востока мы можем поставить быстрее, мы южнее и у нас порты на Черном море. Но по такому же параметру мы проигрываем Турции – у них срок поставки на Ближний Восток в 2-2,5 раза короче, чем у нас", - пояснил Владимир Власюк. Что же касается сроков выполнения заказа – то украинские производители как минимум не проигрывают конкурентам. Тем более, что ныне предприятия загружены в среднем на 83%.