Рассчитывает создать один из самых закрытых бизнесменов России.
Православный меценат и российско-украинский предприниматель Виктор Нусенкис создает первый в России машиностроительный холдинг по производству горно-шахтного оборудования. Пока речь идет об объединении четырех предприятий в России и за рубежом, но в ближайшее время планируется приобрести и другие активы. Возглавит новую структуру бывший партнер Олега Дерипаски Виктор Мажукин.
Как стало известно "Ъ", бизнесмен Виктор Нусенкис намерен объединить свои машиностроительные активы в единый холдинг. Об этом "Ъ" рассказали источники из двух предпринимательских структур. Речь идет об объединении Юргинского машиностроительного завода, чешского T Machinery a.s., немецкого завода ESSER и украинского Донецкого электротехнического завода. Все они в основном занимаются производством оборудования для горно-шахтных и грузоподъемных работ. Новая структура с рабочим названием "Корпорация тяжелого машиностроения" пока не зарегистрирована, уточняют собеседники.
Сейчас все четыре предприятия находятся под управлением МПО "Кузбасс" — компании по управлению активами Виктора Нусенкиса. В КУА также входит угольная компания "Заречная" (один из крупнейших экспортеров энергетического угля), а также сельскохозяйственная "Заречье". Также господин Нусенкис является владельцем сталелитейной компании "Донецксталь" и совладельцем концерна "Энерго".
Помимо четырех заводов, в создаваемый машиностроительный холдинг могут войти и другие предприятия, приобретение которых сейчас рассматривается, говорят собеседники "Ъ". Кроме того, добавляют они, на площадке Юргинского МЗ планируется сборка полувагонов.
Возглавит новую структуру Виктор Мажукин — бывший совладелец и президент холдинга "Русская корпорация транспортного машиностроения" (РКТМ), основным акционером которого были "Русские машины" Олега Дерипаски (господин Мажукин продал свою долю в РКТМ "Русским машинам" в августе 2011 года). Вчера Виктор Мажукин был недоступен для комментариев.
Если объединение состоится, это будет первый в России крупный холдинг по производству горно-шахтного оборудования, до сих пор подобные предприятия в России в основном работают отдельно друг от друга, отмечает Михаил Пак из "Атона". Чем крупнее будет новая структура, добавляет аналитик, тем легче ей будет конкурировать с лидерами этого рынка, такими как Caterpillar или Komatsu. Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев отмечает, что большим холдингам легче участвовать в крупных государственных проектах и рассчитывать на господдержку. Наконец, добавляет он, такая организационная форма позволяет проводить IPO.
По мнению главного инвестстратега ФГ БКС Максима Шеина, новый холдинг вряд ли станет конкурентом для украинских производителей горно-шахтного оборудования. "В холдинг входит всего одно украинское предприятие, продукция остальных будет просто неконкурентной в силу расходов на ее доставку в Украину",— отмечает господин Шеин. Он напоминает, что в Украине сосредоточено большинство предприятий горного машиностроения в СНГ, причем цены на это оборудование дешевле, чем на российское. Кроме того, в страну импортируется горно-шахтное оборудование из Китая, стоимость которого ниже, чем украинского.
Роман Асанкин, Олег Гавриш