Рудник на границе



В Белгородской области России, совсем неподалеку от границы с Украиной, вступает в активную фазу развития Яковлевский рудник – сравнительно свежий игрок на рынке железорудного сырья СНГ. Владеющий им "Смарт-Холдинг" Вадима Новинского и Андрея Клямко намерен не только довести объемы добычи здешней руды до 4,5 млн тонн годовых, но и наладить ее расфасовку в брикеты.
На краю аномалии
Курская магнитная аномалия своей южной пятой упирается в Белгородскую область. Опустись она чуть ниже, и основные залежи железной руды КМА оказались бы на территории Украины. А так они сконцентрированы на Белгородщине – 14 балансовых месторождений и еще ряд перспективных площадей, обеспечивающих добычу более трети железорудного концентрата России. Яковлевское месторождение в этом перечне – одно из старейших по дате открытия, но одно из самых молодых в процессе разработки. Обнаружили его в начале 1950, взялись за добычу только в 2000 годах. Минус месторождения – сложные гидрогеологические условия залегания пород. Во времена СССР с проблемой отвода грунтовых вод здесь так и не справились. Плюс – самая богатая на железо руда в регионе. Для сравнения: на находящихся рядом Стойленском и Лебединском ГОКах содержание железа в промышленных запасах не превышает 54%, на Яковлевском же руднике – оно выше 60%, а на отдельных участках – 65-69%. Это позволяет последнему даже обходиться без обогатительной фабрики. При прогнозных запасах почти в 10 млрд тонн и глубине их залегания в 500-600 м Яковлевское месторождение можно отнести к числу крупнейших в мире очагов высококачественных железных руд. Такое сокровище даже в Бразилии редко встретишь.
Сегодня права на разработку этих недр принадлежат ООО "Металл-Групп", председателем наблюдательного совета которого является петербургский бизнесмен А.Клямко – один из двух совладельцев "Смарт-Холдинга". "Смарт", как известно, давно и активно работает в украинском ГМК, но в России для них это фактически первый проект в рудном деле. Промышленные отгрузки яковлевской руды "Металл-Групп" начала в 2007 году. Тогда их объем составил 270 тыс. тонн. С каждым годом этот показатель увеличивается, хотя и не по такой стремительной восходящей, как рисовало руководство предприятия при запуске рудника. Первоначально говорилось о выходе на 3-миллионный рубеж добычи уже в 2010 году.
Свои коррективы внес кризис. В итоге первый миллион руды за год "Металл-Групп" получила только в прошлом году. Но и это достижение вдохновило оператора Яковлевского месторождения настолько, что устами генерального директора ООО Александра Прановича он заявил о планах выйти уже в 2016 году на добычу 4,5 млн тонн железорудного сырья. С этой целью на предприятии запланированы увеличение мощностей дробильно-сортировочной фабрики, ввод в эксплуатацию нового закладочного комплекса и увеличение штата на 40%. В целом инвестиционная программа "Металл-Групп" тянет на 7,2 млрд руб. (примерно 240 млн долл.). 280 млн руб. предприятие должно получить от правительства в рамках российской федеральной программы модернизации экономики. Главные инвестпроекты, которые планируют осуществить операторы Яковлевского рудника в течение ближайшей пятилетки, – организация производства железного сурика и внедрение технологии холодного брикетирования добытой руды.
"Синьки" и "краски"
По минералогическому составу яковлевские руды делятся на два основных типа: железнослюдково-мартитовые и мартито-гидрогематитовые. Первые представляют собой порошок с синеватым отливом – "синьки", вторые – вязкая смесь буро-красного оттенка ("краски"). Смешивание их в пропорциях примерно 85-90% к 10-15% позволит "Металл-групп" формировать специальные высокопрочные брикеты с содержанием железа не менее 65%. И для российских, и для украинских рудокопов – такой подход еще в диковинку. Брикетирование – это другая технология и пока на постсоветском пространстве ее внедрил у себя только сосед Яковлевского рудника – Лебединский горно-обогатительный комбинат. Но здесь практикуют горячее брикетирование, тогда как "Металл-Групп" будет осуществлять похожий процесс "холодным способом", без нагрева железорудного сырья до высоких температур. Вязкие "краски" должны удерживать рыхлую "синьку", а при необходимости в смесь можно добавить еще незначительное количество глины. Холодное брикетирование особенно выгодно тем, что не требует сжигания значительных объемов природного газа, а значит, дает возможность "Металл-Групп" сэкономить оборотные средства и избежать волокиты с выбиванием газовых квот.
Рука об руку с брикетным процессом на руднике предусмотрено развивать и производство железного сурика – пигментного вещества на основе оксида железа, используемого в кирпичной и цементной промышленности. Как недавно заявил А.Пранович, уже в следующем году начнется серийное производство этого продукта, а при выходе на полную мощность объемы выпуска сурика составят 50 тыс. тонн в год. Вероятные доходы "Металл-Групп" от его продажи оцениваются в 2,5 млрд руб., исходя из нынешней рыночной стоимости сурика. И это мы говорим только о попутном продукте. Доходность от основной деятельности – производства железорудного сырья – ожидается на порядок выше.
Вряд ли можно рассчитывать, что в обозримом будущем Яковлевский рудник догонит по производительности соседей-гигантов. Один только Лебединский ГОК в прошлом году выдал на-гора 21,7 млн тонн железной руды, Михайловский и Стойленский – примерно по 15 млн тонн на каждого. Но вот в сегменте брикетированного железа, который на постсоветском пространстве еще практически не занят, "Металл-Групп" может и посоревноваться за лавры лидера. Пока у него только один соперник – упомянутый Лебединский ГОК, выпустивший за прошлый год 2,4 млн тонн железа в брикетах. Практически весь этот товар ушел на внешние рынки. Очевидно, что и Яковлевский рудник изберет для себя экспортную ориентацию. Однако ощутимая доля его брикетов может осесть и на украинском рынке – таком близком для В.Новинского с А.Клямко, как в прямом, так и в переносном смысле.
Брикет лому в помощь
Сырье с Яковлевского рудника и так попадает сегодня в Украину. Пока в виде обыкновенного концентрата. Но если "Металл-Групп" взяла твердый курс на производство брикетов, то рынок сбыта этого полуфабриката необходимо моделировать уже сейчас. В принципе вариантов три: продавать его компаниям, обладающим технологией прямого восстановления железа, либо самому освоить эту технологию, либо позиционировать брикеты как альтернативу лому в электросталеплавильном производстве.
Такое металлургическое направление как прямое восстановление железа больше всего популярно сегодня в странах Азии (Индия, Иран, Япония, Персидский залив). В СНГ его осилил только Оскольский электрометаллургический комбинат в России, но он работает не с брикетами, а с металлизированными окатышами, которые сам же и производит. Хотя попытки привить подобные технологии украинскому ГМК тоже предпринимались. И дальше всех продвинулась как раз "Смарт-Групп". В 2005 году она подписала с японской Kobe Steel и австрийской Hares Group меморандум о строительстве завода прямого восстановления железа по технологии ITmk3 в Кривом Роге. При этом австрийцы выразили готовность поставить оборудование, а японцы – выкупать все произведенные на заводе железные слитки с содержанием железа 98%. В качестве поставщика изначального сырья рассматривался Ингулецкий ГОК. Проект реализован не был, но память осталась. Когда через несколько лет встал вопрос о том, в каком дальше направлении развивать Яковлевский рудник, рассматривался и вариант строительства поблизости завода прямого восстановления. Хотя в конечном результате был выбран самый дешевый вариант – холодное брикетирование.
Брикеты – продукт весьма транспортабельный. К тому же они не портятся при долгом хранении и от сырой погоды, как металлизированные окатыши. Так что их и за море можно отправить, а можно и по округе распределить. Дело в том, что и на юге России, и в Украине активно расширяются электрометаллургические мощности, а это чревато дефицитом лома в регионе. Эксперты говорят даже о потенциальном вынужденном импорте этого сырья. Но частично снять остроту проблемы как раз и способен новый яковлевский продукт. Технологией переработки брикетов "Металл-Групп" могла бы попытаться заинтересовать и донецкие ДЭМЗ с "Донецксталью", новый "интерпайповский" завод "Днепросталь" и Молдавский металлургический завод в Рыбнице.
Минпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1696.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru