Для привлечения инвестиций в освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока в России создадут госкорпорацию, подконтрольную только президенту страны.
Сообщение об этом вызвало настоящую сенсацию. Однако в оценках нового проекта нет единодушия: региональные российские власти выражают бурный восторг, а большинство экспертов настроены скептически.
Радость руководителей депрессивных регионов вполне понятна — они надеются, что приход промышленников вдохнет жизнь в вымирающий край. После развала СССР прекратились специальные льготы и надбавки к зарплате, которые издавна использовались для привлечения рабочей силы, поэтому с 1991 года Дальний Восток потерял 22% населения (теперь там осталось всего 6,3 млн. человек, хотя регион занимает 36% территории России). Причем происходит отток наиболее трудоспособных жителей — уходят те, кто уже адаптировался к суровому климату. Аналогичные процессы наблюдаются и в Сибири, которую за последние десять лет покинули около 5 млн. человек. Вызывает беспокойство и миграция китайцев в регион. Владимир Путин по этому поводу заявил: “Если в ближайшем будущем мы не предпримем практические шаги для развития Дальнего Востока, в течение нескольких десятилетий российское население будет говорить на китайском, японском и корейском”.
А главное для российских властей — невозможность разработки богатейших природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока при отсутствии транспортной и промышленной инфраструктуры. Для ее создания необходимо затратить астрономические суммы (по оценкам Сергея Шойгу — 32 трлн. рублей в течение двадцати лет), причем эти инвестиции могут не окупиться и за пятьдесят лет (по оценкам экспертов НИУ “Высшая школа экономики”). Однако и откладывать траты уже невозможно. Почти половину поступлений в бюджет России обеспечивает экспорт сырья, а нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири уже на грани истощения.
По словам Путина, прирост добычи нефти в России в 2010 году был достигнут исключительно благодаря вводу крупных месторождений Восточной Сибири, разработка которых была начата после завершения строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). А запасов газа в Западной Сибири хватит максимум на три-четыре года, поэтому без вскрытия новых месторождений его добыча скоро пойдет на спад. В Восточной Сибири и Республике Саха объемы разведанных запасов нефти составляют около 11% общероссийских ресурсов, природного газа — почти 14%, газового конденсата — около 16%. Однако сейчас в регионе добывается всего 0,3% российской нефти и около 1% газа.
Поэтому и была начата разработка новой программы развития региона. Предполагается, что суммарные инвестиции в освоение Восточной Сибири составят 160 млрд. долларов до 2030 года. Деньги будут направлены в первую очередь на геологоразведку и создание транспортной инфраструктуры. Кроме того, будут выделены средства для строительства перерабатывающих мощностей. Обсуждению этой программы были посвящены форумы, на которых ведущие эксперты страны давали оценки проекту. Специалисты внесли ряд ценных предложений, но чиновники поступили по-своему.
Было принято решение о создании абсолютно непрозрачной госструктуры со штаб-квартирой во Владивостоке. Для этой корпорации и ее проектов предусмотрен особый порядок предоставления прав пользования недрами и лесными ресурсами, существенное упрощение процедур, регулирующих градостроительную деятельность и земельные отношения. Она сможет по своему усмотрению раздавать лицензии на полезные ископаемые, пользоваться недрами и лесными ресурсами без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур. Кроме того, структура будет использовать упрощенный порядок установления, изменения категории и разрешенного использования участков и будет частично выведена из-под действия многих федеральных законов. Согласно законопроекту, госорганы вмешиваться в ее работу не смогут — госкорпорация будет подчиняться только президенту России. Глава государства станет единственным человеком, имеющим право назначать и увольнять членов наблюдательного совета и гендиректора. Отбором проектов займется сама корпорация, но их окончательный перечень утвердит правительство. По данным “Коммерсанта”, новая корпорация просуществует 25 лет, но “обязана будет выходить из капитала участников проектов в течение пяти лет, а из недвижимости — в течение двух лет”. Все это “подлежит отчуждению в пользу заинтересованных организаций, не находящихся в государственной собственности”. Таким образом, новая структура получит практически неограниченные полномочия на большей части территории России.\
Регион развивать необходимо, говорят эксперты, но в отношении задач будущей госкомпании и целесообразности ее создания мнения разделились. “Российская газета” цитирует слова Алексея Скопина, профессора НИУ “Высшая школа экономики”: “Я бы все-таки предложил создать наблюдательный совет из авторитетных незаинтересованных лиц, а саму деятельность корпорации надо сделать максимально прозрачной”. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо тщательно подходить к отбору получателей преференций, чтобы за счет экстенсивного использования ресурсов не обогатилась лишь ограниченная группа бизнесменов.
А гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков и вовсе сомневается в целесообразности создания госкорпорации. “Строительством железнодорожной инфраструктуры занимается РЖД, автотрассами — “Автодор”. Создавать производство, строить заводы должно не государство, а бизнес, и потому непонятно, чем именно может управлять госкорпорация”, — говорит он. Вместе с тем специальный налоговый режим может, по мнению Андрякова, стать инструментом для стимулирования роста производства, но льготы должны распространяться не на всю территорию, а на отдельные “точки роста”, согласно мировой практике особых экономических зон.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что создание госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока в стратегическом плане негативно отразится на этих регионах. “Боюсь, что произойдет лишь консолидация коррупционных финансовых потоков — если сейчас они “пилятся” местными элитами, то отныне часть этих потоков попытаются “открысить” на “верхний уровень”, — говорит эксперт.
А экс-министр финансов Алексей Кудрин уверен, что “создание госкорпорации приведет к ухудшению инвестклимата во всей стране и замедлению развития Дальнего Востока и Забайкалья, поскольку инвесторы будут понимать, что в любой момент в регион может прийти другой игрок с особыми преференциями”. “Вводя одного игрока на этот рынок (воспользовавшегося ресурсами госкорпорации), мы сразу же убиваем все частные инвестиции в этом секторе”, — заявил Кудрин в ходе конференции “Россия: выбор пути и задачи нового правительства”.
Примечательно, что почти все официальные выступления экспертов звучат политкорректно. Однако совершенно ясно слышен “голос за кадром”, из которого следует, что происходит узаконивание мощной коррупционной системы, необходимой для бесплатной передачи природных ресурсов региона в руки очень узкого круга лиц. Разумеется, беззаветно преданных новому-старому президенту России.