Солидный состав претендентов на покупку государственной доли в порту Ванино не отпугнул от борьбы за этот актив компанию «УВЗ-Логистик», транспортное подразделение подконтрольного государству Уралвагонзавода. Хотя продажа госдоли порта окологосударственной компании противоречит идее приватизации, «УВЗ-Логистик» уже успела заручиться одобрением Федеральной антимонопольной службы.
Как сообщили РБК daily в ФАС, помимо En+ Олега Дерипаски, «Мечела» Игоря Зюзина и UCLH Владимира Лисина разрешение на покупку Ванинского морского торгового порта получила также «УВЗ-Логистик», структура подконтрольного государству Уралвагонзавода. Эту информацию подтвердили и в самой компании, отметив, что ей интересен портовый актив. Приобретение 55% уставного капитала Ванино позволит реализовать проекты, связанные с железнодорожным транспортом, в частности с перевозкой угля по железной дороге, пояснил гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Зиновьев. По его словам, в 2011 году железнодорожный оператор перевез 6,2 млн т груза, однако компания не собирается останавливаться на достигнутом, планируя наращивать объемы перевозок.
«УВЗ-Логистик» специализируется на перевозке углеводородного сырья (в основном нефть и нефтепродукты). Среди клиентов оператора крупнейшие нефтяные компании. Компания была создана в конце 2010 года, сейчас ее парк насчитывает более 5 тыс. вагонов. По итогам 2011 года выручка составила порядка 2 млрд руб. 50% уставного капитала «УВЗ-Логистик» принадлежит дочерней структуре Уралвагонзавода — ЗАО «Уральская большегрузная техника — Уралвагонзавод». Также в совладельцах компании числятся «Альтцина» (32%, занимается розничной торговлей в неспециализированных магазинах), «Транском» (10%), «Химсовинвест» (6%) и пр.
При такой структуре собственности ФАС не должна была разрешать «УВЗ-Логистик» участвовать в аукционе по продаже Ванино, считает Алексей Безбородов из Infranews. Это абсурдная ситуация, продолжает аналитик, ведь если компания выиграет, госпакет порта фактически вернется обратно в руки государства, и тогда пропадет весь смысл приватизации. Из подобных случаев можно вспомнить ситуацию с НМТП, если государство все-таки решит передать госпакет «Роснефти», отмечает аналитик.
Стоит отметить, что Уралвагонзавод в кризис являлся одним из крупнейших получателей госпомощи. Государство помогло заводу как прямыми вливаниями (через допэмиссию акций), так и многомиллиардными заказами. Предприятие также известно своей поддержкой Владимира Путина, первый визит которого после президентской инаугурации 7 мая состоялся как раз на тагильское предприятие.
По мнению Марии Кальварской из «ТКБ Капитала», несмотря на то что у «УВЗ-Логистик» весьма скромные финансовые показатели, вес этой компании придает факт вхождения в группу Уралвагонзавод. Поэтому, если УВЗ готов профинансировать покупку Ванино, у компании есть неплохие шансы побороться с другими претендентами, считает г-жа Кальварская.
Первый аукцион по приватизации Ванино прошел в мае 2011 года. Победу в нем одержал малоизвестный «Сэлтехстрой», предложивший за контрольный пакет акций порта 10,8 млрд руб. Правда, компания не смогла оплатить покупку, и Росимущество аннулировало итоги торгов. Официальная дата проведения повторного аукциона пока неизвестна.