АвтоВАЗ стремительно теряет позиции на Украине, еще недавно своем крупнейшем экспортном рынке. В первом квартале продажи автомобилей Lada в этой стране упали на 42%, а их доля на украинском рынке сократилась почти вдвое, до 8,7%. Поправить экспортные дела АвтоВАЗу помог Казахстан, который стал вторым после России крупнейшим для автопроизводителя рынком сбыта.
Как следует из отчетности АвтоВАЗа по РСБУ, в первом квартале текущего года компания продала на украинском рынке 3,8 тыс. автомобилей Lada, что на 42% меньше, чем за аналогичный период 2011 года (6,6 тыс. машин). Доля АвтоВАЗа на украинском рынке снизилась с 16,2 до 8,7%. «АвтоВАЗ впервые утратил лидирующие позиции на рынке Украины, уступив первое место корейской марке Hyundai», — говорится в отчетности автогиганта.
Напомним, что в прошлом году АвтоВАЗ продал на украинском рынке 29 тыс. автомобилей Lada, что на 17% больше, чем в 2010 году. «Украина остается для АвтоВАЗа стратегическим и одним из крупнейших экспортных рынков автомобилей Lada. Одно из свидетельств — по итогам первых четырех месяцев 2012 года примерно 30% экспортных поставок готовых автомобилей АвтоВАЗа приходится на Украину», — отметили на волжском предприятии.
«Модельный ряд АвтоВАЗа чрезвычайно устарел. Единственным конкурентным преимуществом волжского завода сейчас является низкая цена, но в этом же сегменте на украинском рынке представлены более современные китайские автомобили, собираемые на Украине», — комментирует Алексей Терещенко, директор отделения стратегического планирования дилерского холдинга «Атлант-М», работающего в том числе и на Украине. По мнению г-на Терещенко, «устаревание модельного ряда АвтоВАЗа дошло уже до критического уровня, поэтому его продажи будут падать и дальше, пока на Украине не начнут продаваться новые модели — Granta и Largus». «АвтоВАЗ перестал производить «классику», объем продаж которой был довольно большим, также продолжила усиливаться ценовая конкуренция. Поставки автомобиля Lada Granta на Украину начались только в конце первого квартала, при этом продажи еще не начались», — пояснили на заводе.
«Серьезным риском для АвтоВАЗа (как и для иномарок российской сборки) являются также намерения украинских властей о введении временных защитных импортных пошлин для поддержки собственного автопрома (доппошлина 15% сроком на три года). Есть вероятность, что эта мера затронет и автомобили российского производства», — рассуждает Алексей Терещенко.
Подрастеряв позиции на Украине, АвтоВАЗ смог укрепить их на рынке Казахстана. Продажи автомобилей Lada в первом квартале текущего года на этом рынке составили 5,4 тыс. штук, что на 196,4% больше, чем за аналогичный период 2011 года (рыночная доля выросла до 41,5%). «Наибольшим спросом на рынке Казахстана пользуются автомобили Lada Samara и Priora. По итогам первых трех месяцев было продано 28 автомобилей Lada Granta», — говорится в отчете АвтоВАЗа. В прошлом году волжский автогигант продал на казахском рынке 13 тыс. машин.
На АвтоВАЗе хорошо понимают важность казахского рынка. Так, в конце прошлого года российская компания сообщила о намерениях построить автозавод полного цикла в Казахстане, который будет рассчитан на выпуск до 120 тыс. автомобилей в год. Планируется, что новое предприятие будет выпускать две модели Lada и две модели на платформе альянса Renault-Nissan.