Амбициозный проект строительства железнодорожной ветки Кызыл — Курагино протяженностью 400 км и стоимостью 136 млрд руб. может оказаться прожектом из-за проблем с пропускной способностью Транссибирской магистрали. По мнению участников рынка, Транссиб, к которому должна примкнуть новая ветка, просто не справится с приходящими по ней грузами. Некоторые участки магистрали уже загружены сверх нормы.
Как отмечается в рекомендациях Общественной палаты РФ по результатам слушаний о государственной поддержке развития БАМа и Транссибирской магистрали, из-за резко увеличившегося объема перевозимых грузов уже в ближайшие несколько лет может возникнуть проблема с нехваткой провозной инфраструктуры. «Протяженность участков БАМа с дефицитом пропускной способности уже к 2015 году составит порядка 3,9 тыс. км, или плюс 3,3 тыс. км к уровню 2011 года», — отмечается в материалах Общественной палаты. Примерно такая же ситуация и на Транссибирской магистрали, где «значительную часть грузооборота составляют перевозки угля на дальность свыше 5000 км». По оценке Минэнерго, к 2020 году ожидается существенный рост таких перевозок.
Строительство примыкающих к магистралям веток, в частности Кызыл — Курагино, еще больше усугубит ситуацию. Справиться с приходящими грузами Транссиб не сможет, признает участник слушаний, директор департамента стратегического развития ООО «ПСК «Трансстрой» Павел Турбанов. По его расчетам, для перевозок угля потребуется пропускная способность до 50 млн т, что приведет к перегрузу Транссибирской магистрали на участке Междуреченск — Тайшет, которая уже загружена на 85% при нормативном максимальном уровне 80%. Это потребует реконструкции участка Междуреченск — Тайшет, отмечает Турбанов.
Инвестиции, которые предполагается направить на сооружение дороги Кызыл — Курагино, логичнее было бы использовать на строительство моста через реку Лену. В ноябре 2011 года была сдана железнодорожная ветка Беркакит — Томмот — Якутск, рассказал эксперт. «Трасса дошла до станции Нижний Бестях. Логично было бы предположить, что железная дорога зайдет в Якутск, обеспечив круглогодичное снабжение города, и пойдет дальше на Магадан. Но решение о строительстве моста через реку Лену до сих пор не принято», — отмечает он.
Суммарные инвестиции в строительство железной дороги Кызыл — Курагино протяженностью более 400 км должны составить около 136 млрд руб. Из них 87 млрд руб. собирается вложить частный инвестор — Енисейская промышленная компания, владеющая лицензией на разработку Элегестского угольного месторождения в Туве. Строительство первого участка, Курагино — Малый Тайгиш в Красноярском крае, протяженностью 147 км выиграла компания «Стройновация», входящая в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова. Этот участок должен обеспечить примыкание новой железнодорожной ветки к магистральной линии Новокузнецк — Тайшет, выходящей на БАМ и Транссиб.
Заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин добавляет, что капитального ремонта требуют более 20% путей, 50% контактной сети, 20% стрелочных переводов. «Постоянно увеличивается общая протяженность узких мест инфраструктуры на главных направлениях, охватывающих около 80% грузоперевозок. Пропускная способность БАМа по ряду направлений достигает предельных значений. Например, по направлению Тайшет — Тында — Комсомольск-на-Амуре провозная способность Байкало-Амурской магистрали, которая составляет около 10 млн т грузов в год, практически исчерпана», — предупреждает эксперт.