Как пишет газета "КоммерсантЪ", один из крупнейших в России производителей труб — группа ЧТПЗ оказалась на грани банкротства и уже в июне может объявить дефолт по кредитам, набранным еще во время кризиса 2008-2009 годов. Для расчета с кредиторами ЧТПЗ просит помощи у государства. Правительство готово выдать группе гарантии на сумму до 30 млрд руб. для реструктуризации долга, но пока не знает, как правильно это сделать. В ЧТПЗ уверяют, что дефолта в любом случае не допустят.
Как стало известно "Ъ", в середине мая основной владелец группы ЧТПЗ Андрей Комаров обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой помочь решить проблемы с кредиторами. "Наше предприятие испытывает финансовые трудности — результат вынужденного использования краткосрочных кредитов во время кризиса 2008-2009 годов",— говорится в обращении господина Комарова. В нем отмечается, что деньги были нужны для финансирования проектов строительства цеха по выпуску труб большого диаметра (ТБД) "Высота 239", нового электросталеплавильного комплекса "Железный Озон 32" и "финишного центра", хотя их было выгоднее законсервировать. В результате "погасить всю задолженность в 2012 году не представляется возможным", а кредиторы навстречу предприятию не идут. Андрей Комаров просит Владимира Путина вмешаться в ситуацию и не допустить банкротства компании.
По словам источника "Ъ" в одном из профильных ведомств, ЧТПЗ не сможет рассчитаться с кредиторами уже в июне: компания должна до конца месяца заплатить банкам более 12,3 млрд руб., из которых почти 11 млрд руб. по краткосрочным долгам.
До конца 2012 года ЧТПЗ на обслуживание кредитов надо около 39 млрд руб. при прогнозируемом показателе EBITDA в 21,5 млрд руб. Всего, по словам источника "Ъ", группа ЧТПЗ должна почти 107 млрд руб., основные выплаты по которым приходятся на 2012-2014 годы (в 2013 году — 21,5 млрд руб., в 2014 году — 38 млрд руб.). Основные кредиторы — Сбербанк, Газпромбанк, Банк Москвы и Альфа-банк, на них приходится более 60% долгов компании.
Представитель ЧТПЗ подтвердил "Ъ", что группа просит госгарантии для привлечения кредитов на рефинансирование долгов. В то же время он заверил, что ЧТПЗ в любом случае не допустит дефолта: "У группы есть понимание, как финансировать обслуживание долга в ближайшие месяцы, но с государственными гарантиями это было бы проще".
В группу ЧТПЗ входят Челябинский трубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод, ТД "Уралтрубосталь" и нефтесервисная "Римера". Выпускает около 20% российских труб. По данным "Ъ", выручка ЧТПЗ в прошлом году составила 109,3 млрд руб., EBITDA — 17,6 млрд руб., чистая прибыль — 1,8 млрд руб. Подконтрольна Андрею Комарову и Александру Федорову. Капитализация на ММВБ-РТС ОАО ЧТПЗ — 17,4 млрд руб.
22 мая обращение основного владельца ЧТПЗ было направлено в правительство, и уже на следующий день министр промышленности Денис Мантуров попросил первого вице-премьера Игоря Шувалова поручить Минэкономики, Минфину и Минпромторгу с участием Сбербанка подготовить и внести в правительство решение о выделении ЧТПЗ госгарантий в сумме до 30 млрд руб. "В сложившейся ситуации существует опасность дефолта компании уже в ближайшие месяцы с последующим банкротством",— отмечается в письме господина Мантурова. 28 мая Игорь Шувалов поручил Минэкономики, Минфину, Минпрому "с участием Сбербанка и ЧТПЗ" "проработать вопрос" и "подготовить предложения о предоставлении госгарантии по кредитам, привлекаемым на осуществление инвестпроектов".
Источник "Ъ", в одном из упомянутых министерств говорит, что выполнить поручение Игоря Шувалова в такой формулировке не представляется возможным, поскольку "госгарантии на осуществление инвестпроектов не могут превышать 50%, а общая стоимость трех проектов ЧТПЗ 44,2 млрд руб.". При этом строительство финишного центра, по словам собеседника "Ъ", учитывать некорректно, так как кредиты под него уже были рефинансированы. Таким образом, стоимость инвестпроектов ЧТПЗ, по сути, составляет 38,2 млрд руб. "Надо искать возможности предоставить госгарантии именно под привлечение новых кредитов, для этого необходимо принять постановление правительства, которое предусмотрело бы процедуры выдачи таких гарантий",— говорит источник "Ъ". Но и в этом случае госгарантии не смогут превысить 50% от суммы кредитов. Впрочем, по его словам, "работа ведется, предложения готовятся" и, скорее всего, "до конца месяца" вопрос будет решен.
Размер госгарантий ограничен постановлением правительства N1017, отмечает руководитель юридического отдела АКГ "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев. Но тем же постановлением предусмотрена господдержка, размер которой может доходить до 75% от стоимости инвестпроекта. Она предполагает больше инструментов, например выкуп акций компании. Александр Литвин из "ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс" считает, что государство, скорее всего, поможет ЧТПЗ, ведь компания строила цех по производству труб большого диаметра под обещания крупных заказов от "Газпрома", которые так и не состоялись — монополия так и не начала строительство газопровода в Китай. С другой стороны, финансовый менеджмент ЧТПЗ, по мнению аналитика, в 2011 году также допустил ошибку, упустив возможность привлечь средства при помощи IPO, поскольку посчитал оценку компании рынком слишком низкой.
У конкурентов ЧТПЗ финансовое положение лучше. Соотношение чистый долг к EBITDA на конец 2011 года у ЧТПЗ, по данным "Ъ", составляло 6,3, у ТМК, по данным компании, 3,4, у ММК — 3 (ОМК показатели не раскрывает). Хуже всего то, что у ЧТПЗ больше половины долгов краткосрочные, а у конкурентов доля краткосрочной задолженности не превышает 30%. Между тем в мае ОМК получила госгарантии на 21 млрд руб. под проект стоимостью 50 млрд руб. по выпуску бесшовных труб и слябов. ММК, который в кризис реализовал два крупных проекта — станы 5000 и 2000, госгарантий просить не планирует.
Объективно оценить актуальные финансовые возможности российских трубников сложно: у них разная структура производства, а ОМК и вовсе непубличная компания, говорит Алексей Морозов из UBS. Между тем снижение закупок труб большого диаметра "Газпромом" станет проблемой именно для ЧТПЗ и ОМК как их крупнейших производителей. По мнению аналитика, государство должно быть заинтересовано в рефинансировании долгов ЧТПЗ, ведь по мере увеличения числа проектов по строительству трубопроводов на внутреннем рынке может образоваться дефицит ТБД.