Государство пытается предотвратить проблему дефицита лома на внутреннем рынке введением ограничений, металлурги – наращиванием импорта. По мнению участников рынка вторичных металлов – оба пути ведут лишь к обострению проблемы.
Лом к барьеру
Операторы рынка лома столкнулись с очередным усилением административного давления на отрасль. Постановление Кабмина №388 от 3.05.2012 г. впервые зафиксировало предельный объем экспорта черных металлов из Украины. Размер квоты установлен в 900 тыс. т. Как сообщил в ходе II конференции с международным участием «Украинский рынок металлолома» директор департамента внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Украины Виталий Кравченко, за последнюю неделю мая (постановление опубликовано 21 мая, а принимать заявки спецкомиссия при МЭРТ начала с 24-го) были поданы заявки от 44 ломозаготовителей на экспорт 2,5 млн. т лома черных металлов. И это только часть заявок, очередь еще стоит.
Проблема создана на пустом месте, – согласны и участники рынка и представитель министерства. Обеспечить такие объемы экспорта рынок не в состоянии, однако сам факт ограничений создает искусственный ажиотаж.
– Не будь ограничений, я уверен, что подано было бы заявок не более 200 тыс. т. Ситуация на рынке экспорта настолько сложная, что никто из ломозаготовителей сегодня не уверен, что до конца года проэкспортирует даже 10 тыс. т, не говоря уже о 300-500 тыс. т, или 1 млн. т, которые поданы в заявках, – говорит председатель наблюдательного совета Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет) Валентин Макаренко.
Решение об ограничении экспорта упало на «унавоженную почву». С начала 2012 г. комиссия по экспортным контрактам при МЭРТ не собиралась, новые договоры не визировались и поставлять лом за рубеж компании могли лишь на основании прошлогодних контрактов. На этом фоне, введение квоты еще более усилило ажиотажный спрос и нервозность на рынке.
С одной стороны, цифра в 900 тыс. т отвечает ежегодным объемам экспорта и фактически взята из расчетного баланса, согласованного в январе между металлургами и ломозаготовителями и утвержденного в МЭРТ. Расчет сделан на основе ожиданий, что выплавка стали в 2012 г. составит 36,6 млн. т. Таким образом, 7,5 млн. т лома в балансе были определены как внутренние поставки, а 900 тыс. т как прогнозный объем экспорта.
Данный механизм существует уже более 10 лет: металлурги дают планы производства, на основании которых и рассчитывается потребность в ломе внутреннего рынка. Эти расчеты использовались как ориентир и, если в течение года меткомпании не выбирали заявленные объемы, ломозаготовители могли перенаправить излишки на экспорт. Теперь такой возможности у них нет - изначально прогнозная цифра вошла в постановление и жестко зафиксировала потолок для экспорта.
Учитывая ситуацию на мировом рынке, сомнительно, что украинским металлургам в 2012 г. удастся произвести 36,6 млн. т. стали. За 5 месяцев года метпредприятия сократили объемы производства к АППГ на 4,4%, до 14,04 млн. т. И во II полугодии 2012 г. ситуация существенно не улучшится.
Таким образом, отечественные метзаводы могут и не забрать заявленные объемы лома, а ограниченные в экспорте поставщики будут вынуждены останавливать производство. Тем более что с начала 2012 г. порядка 200 тыс. т лома уже экспортировано, что еще более сужает квоту.
Отметим, что документ, устанавливающий ограничения для экспорта, был принят вопреки рекомендациям профильных объединений (ассоциации «УАВтормет» и ОП «Металлургпром»). Специалисты МЭРТ, готовя постановление Кабмина, также не имели намерения ломать существовавшую ранее систему балансов, – уверяет В.Кравченко.
– Но нам не удалось убедить наших правоведов в том, что это была хорошая система, когда заготовительная сфера и метпредприятия определяли прогнозный объем потребности внутреннего рынка и в течение года все это балансировалось. Мы приводили статистику за последние три года, которая подтверждает, что это, по сути, саморегулирующийся механизм: разночтения в договоренностях составляли не более 2 тыс. т, то есть фактически ничего. Но правоведы настояли на том, что закон о металлоломе предусматривает либо полный запрет экспорта, либо квотирование, – поясняет В.Кравченко.
По мнению участников рынка, не исключено, что введение ограничений позволит некоторым компаниям задействовать административный ресурс и получить право на основные объемы экспорта.
– Основные квоты могут быть отданы в руки нескольких компаний, которые эти квоты не выполнят, а излишки будут перепродавать другим экспортерам, используя так называемые договора комиссии: выступят комиссионерами в продаже нашего металлолома по нашим же контрактам, – комментирует риски директор одной из ломозаготовительных компаний.
На сегодня механизм распределения квот не известен. Как надеются участники рынка, возможно ситуация станет более понятной к моменту первого в этом году заседания «металлоломной» комиссии при МЭРТ (ожидается 6-7 июня). Однако, понятно, что в любом случае, будут недовольные. А компании, даже получившие квоты, с учетом прохождения всего пути регистрации контрактов, потеряют еще как минимум июнь для выполнения экспортных поставок.
Украинский лом – уникальный продукт по количеству заградительных барьеров. Никакой товар нигде в мире не имеет двойного ограничения, каждая страна выбирает какой-то один метод.
– Украина же квотирует, устанавливает пошлину и регистрирует экспортные операции с ломом черных металлов. Кроме того, предприятие изначально должно иметь лицензию для работы на этом рынке, что тоже определенный вид ограничения доступа. Четыре вида ограничений – по-моему, это слишком для одного вида бизнеса, – отмечает В.Макаренко.
Против ограничений на экспорт лома и сами металлурги. – Необходимо минимизировать регуляторные препоны, в т.ч., и квотирование. Как подтверждает практика, любые ограничения приводят к дефициту, поскольку, если этот бизнес не будет приносить прибыль, то объемы заготовки лома будут сокращаться, – согласен главный управляющий по налогообложению «АрселорМиттал Кривой Рог» Андрей Максимов.
Парадоксы украинской экономики
По оценкам ГП «Держзовнишинформ», металлофонд Украины составляет 350–360 млн. т. Однако прежде чем что-то порезать на лом, необходимо что-то построить или закупить новое, а с этим у страны давно известные проблемы. И главная угроза для обеспечения внутреннего рынка состоит даже не в сокращении объемов амортизационного лома, а в отсутствии оборотного.
– Основная проблема – в слабых темпах восстановления металлообрабатывающих отраслей. Основа шихты, поставляемой на экспорт любой европейской или американской компанией – это отходы промышленного производства. У нас такого, к сожалению, нет и не будет, пока не начнет работать украинская промышленность, – констатирует В.Макаренко.
Пока ломозаготовители бьются над возможностью снять ограничения для экспорта, отечественные металлурги строят планы увеличения его импорта. Ввоз лома вырос с 9 тыс. т в 2010 г. до 127 тыс. в 2011 г., что составило 1,9% от объема внутренних поставок. Ключевым поставщиком лома в Украину традиционно является Казахстан (77% импорта).
– В 2012 г. ожидается увеличение импорта на 80%, как за счет наращивания закупки лома из Казахстана, так и за счет расширения географии импорта (Россия, страны Восточной Европы), – считает гендиректор ООО «Метинвест-Ресурс» Владимир Байда. Уже в 2012 г. дефицит лома может составить 670 тыс. т, что будет обусловлено вводом новых мощностей (запуск «Днепростали» и ввод в эксплуатацию МНЛЗ на «АрселорМиттал Кривой Рог»), а также сокращением расхода чугуна на Алчевском и Днепровском меткомбинатах с соответствующим ростом расхода лома.
А в ближайшие 5 лет, с учетом дефицита металлолома и вводом новых электросталеплавильных мощностей, доля импорта в Украине, по оценкам компании, может повыситься до 20%.
При этом, по мнению В. Байды, украинским металлургам было бы экономически целесообразно импортировать лом через единый пул закупок. Реализация стратегии консолидированного импорта позволит, в том числе, выработать единую ценовую политику в отношении поставщиков-нерезидентов и сгладить ценовые колебания на внутреннем рынке в периоды сезонного дефицита лома.
Данную инициативу, озвученную В.Байдой в ходе отраслевой конференции представители ломозаготовительных компаний (пока только в шутку) окрестили «картельным сговором металлургов», целью которого является сбить цены на украинский лом.
В «Метинвест-Ресурсе» такие намерения отрицают, подчеркивая, что импорт рассматривается, прежде всего, как компенсация нехватки металлолома на внутреннем рынке.
Уверены в безальтернативности импортных поставок представители и других меткомпаний. По мнению металлургов, они позволили бы, в частности, избежать резких ценовых колебаний в зимний период, когда поставщики лома сознательно приостанавливают отгрузку в ожидании роста цен, а меткомбинаты, в свою очередь (повысив цену и получив необходимые объемы) с отступлением морозов, сразу начинают давить цену вниз.
– Такие «качели» происходят ежегодно и от них никто не выигрывает: ни поставщики, ни потребители, – уверены представители метзаводов. В свою очередь, по мнению представителей металлоломной отрасли, металлурги сами, своей ценовой политикой не способствуют наращиванию объемов заготовки.
– Мы можем получить увеличение ресурса лома, но другой вопрос, что этот лом уже не так легко доступен, как было это ранее. Необходимо дорогостоящее оборудование, необходимы инвестиции, а инвестиции будут тогда, когда будет стабильность и прибыль, – отмечает В.Макаренко.
Нежелание металлургов дифференцировать цены по качеству ломов делает нецелесообразной закупку нового оборудования. А государство, одной рукой дающее действительно полезные инициативы в виде снижения налоговой нагрузки, другой – закатывает отрасль в асфальт тотальными проверками и новыми ограничениями, – констатируют участники рынка.