Защита отечественного товаропроизводителя – дело жизненно важное. В Украине, к сожалению, эта защита в основном сводится к провозглашению красивых лозунгов (вроде «Купуй українське, підтримуй національного виробника!»), многочисленным обещаниям политиков (особенно перед очередными выборами), разработке всякого рода госпрограмм, имеющих одинаковый нулевой эффект. До реальных и конкретных мер дело не доходит, хотя именно они крайне нужны украинским производителям. Если какие-то предприятия и поддерживают на государственном уровне, то лишь входящие в условную категорию «свои».
Недавно стало известно о намерении украинских ферросплавщиков обратиться к государству. По какому поводу? Речь идет не о деньгах, не о льготах и преференциях, а о мерах по защите внутреннего рынка от экспансии зарубежных импортеров, которая ставит под угрозу само существование одной из наиболее успешных отраслей промышленности. Тем более что одна из основных задач уважающего себя государства – помочь отечественным экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Так вот, 6 июня Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА) подала в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) и Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) заявление с просьбой о проведении специального расследования относительно импорта в Украину ферросиликомарганца. Хотя этот вид ферросплавов выпускается на всех трех отечественных ферросплавных заводах (Никопольском, Запорожском и Стахановском), в 2011 году рост импорта феросиликомарганца в нашу страну, по сравнению с 2010 годом, составил 144%. Соответственно, национальные производители вынуждены были уменьшить объемы его производства на 11%.
В своем письме, направленном в МКМТ, УкрФА подчеркивает, что органы власти уклоняются от защиты отечественных производителей ферросплавов, прикрываясь защитой интересов отечественных металлургических предприятий. Однако совершенно не учитывается тот факт, что стоимость ферросплава в себестоимости готовой продукции металлургов составляет лишь около 1%. Таким образом, потенциальная разность в стоимости украинского и импортного ферросплава практически не отражается на стоимости металлургической продукции. Зато бесконтрольное использование импортных ферросплавов наносит существенный вред госбюджету нашей страны, поскольку экспортно-ориентированные металлургические предприятия используют схемы возмещения НДС в больших размерах.
Аналогичные заявления с просьбой о проведении спецрасследования будут также поданы в отношении импорта ферросилиция и ферромарганца.
Вообще же, ситуация в ферросплавной отрасли Украины вызывает тревогу. Так, в 2011 году производство ферросплавов сократилось, по сравнению с 2010 годом, на 17%, за 4 месяца 2012 года, в сравнении с тем же периодом минувшего года, – на 21,3%. Зато импортеры чувствуют себя на нашем рынке превосходно. Еще бы, ведь в 2011 году импорт ферросплавов вырос в 2,4 раза к 2010 году, суммарно заняв 54% украинского рынка, а затраты на него составили 602,92 млн. долл. За I квартал 2012 года импорт ферросплавов вырос к аналогичному периоду прошлого года на 27%, в апреле, по сравнению с мартом, – на 38,9%. За 4 месяца этого года затраты на него составили 150,75 млн. долл.
И это при том, что украинские ферросплавы по своему качеству являются одними из лучших в мире, что по объему их производства наша страна входит в десятку мировых лидеров, что отечественные производители предлагают металлургическим предприятиям всю линейку необходимой тем ферросплавной продукции, полностью удовлетворяющую их по качественным и ценовым параметрам. При том, что зарубежные конкуренты имеют ощутимое преимущество – в своих странах они покупают электроэнергию в 2-2,5 раза дешевле, чем украинские ферросплавные заводы в своей же стране. Там заботятся о бюджетных поступлениях в виде налогов, внешнеторговом балансе государства, стабильности национальной валюты, сохранении существующих и появлении новых рабочих мест. У нас – нет.
Ладно, не можете выработать разумную государственную стратегию в сфере энергетики, так хотя бы защитите внутренний рынок и национальных производителей, как это не стесняясь делают другие страны. И членство Украины в ВТО позволяет это делать: в соответствии с нормами ВТО, если по тем или иным товарам происходит увеличение импорта хотя бы на 5% в год, то можно говорить об элементах агрессии на внутренний рынок и о необходимости принятия защитных мер по требованию внутренних производителей. По импорту ферросплавов эта цифра давно перекрыта в десятки раз, тем не менее, защитные меры до сих пор не приняты.
В ноябре прошлого года УкрФА уже обращалась в МЭРТ с аналогичным заявлением, и просила провести объективное и всестороннее расследование фактов агрессивного роста импорта ферросплавов в Украину. После чего дать им надлежащую оценку, с учетом соблюдения интересов национального производителя. Министерство ответило отказом, из которого стало понятно, что чиновники слабо разбираются в Законе Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину», да и об отечественной ферросплавной отрасли знают лишь понаслышке.
Итак, первая причина отказа выглядит следующим образом: «В указанные в заявлении УкрФА сроки (2-я половина 2010 года – 1-я половина 2011 года) из входящих в УкрФА ферросплавных заводов ферромарганец производил только один – Стахановский, а ферросилиций – только Никопольский». Обратимся к названному выше Закону. Его статья 1 определяет, что «национальный товаропроизводитель – совокупность производителей похожего или непосредственно конкурирующего товара, производство которых составляет основную часть всего объема производства в Украине данного товара». Следовательно, необходимо было рассматривать все украинские ферросплавные заводы вместе, а не каждый в отдельности.
К тому же, специалистам министерства, готовившим отказ, неплохо было бы знать, что ферромарганец выпускается не на Стахановском ферросплавном, а на Запорожском и Никопольском, тогда как ферросилиций – на Запорожском и Стахановском, а не на Никопольском. Знать номенклатуру производимой на отечественных ферросплавных заводах продукции чиновники МЭРТ просто обязаны.
Вторая причина: «Неправильно выбран период, в течение которого производителю (имеются ввиду ферросплавные предприятия) был нанесен ущерб». Статья 8 «Общие положения относительно проведения специального расследования» того же Закона говорит о «сроках расследования», а не о каком-то «периоде, в течение которого был нанесен ущерб».
И третья: «В поданных УкрФА документах не указаны объем экспорта и экспортные цены ферросплавных заводов». Определение наличия причинения значительного вреда или угрозы причинения значительного вреда регламентируется статьей 13. В ней нет ни единого слова о том, что заявитель обязан предоставлять такую информацию, а также заниматься сбором и анализом. Это-то как раз входит в обязанности МЭРТ и МКМТ.
Таким образом, причины прошлогоднего отказа в начале проведения спецрасследования явно носили безосновательный и формальный характер. Будем надеяться, что на этот раз чиновники по-другому отнесут к заявлениям УкрФА о необходимости проведения расследования импорта ферросплавов. К тому же, новый глава МЭРТ и МКМТ Петр Порошенко заявил недавно: «Если мы хотим восстановления украинской экономики, как экономики с высоким уровнем технологий и достойной заработной платой, то должны защищать в рамках международных правил и механизмов собственное производство, отечественного производителя и повышать уровень конкурентоспособности». И добавил, что сегодня, в условиях глобального кризиса, вопросы эффективной поддержки национального производителя приобретают характер национальной безопасности.
Вот почему в интересах государства начать расследование по факту бесконтрольного наращивания импорта ферросплавов в Украину, который наносит существенный вред госбюджету и экономике страны в целом, а также уничтожает нашу ферросплавную отрасль. Это и станет реальным шагом по защите отечественного производителя.