Использование современных технологий позволяют одной из ведущих золотодобывающих компаний России – ГК "Петропавловск" рентабельно отрабатывать руды с содержанием драгоценного металла от 1 гр/т и даже ниже. Об уровне себестоимости предприятий группы, о новейших технологиях работы компании и о прогнозе мировых цен на золото рассказал в интервью агентству "Прайм" основатель, а сегодня почетный президент "Петропавловска" Павел Масловский.
Вопрос: Павел Алексеевич, вы уже несколько месяцев в Совете Федерации. Что это для Вас значит, изменилось ли Ваше видение отрасли?
Ответ: Не могу сказать, что у меня были особые амбиции - стать сенатором. Когда мне предложили участвовать в выборах в Амурскую областную думу с возможным последующим походом в Совет Федерации, то, проанализировав все плюсы и минусы, я согласился. Во-первых, за два десятка лет работы я достаточно хорошо узнал регион, чтобы отстаивать его интересы на уровне Совета Федерации. Второе - я очень хорошо понимаю проблемы горной отрасли и считаю, что могу внести определенную лепту в совершенствование нашего законодательства.
С другой стороны, деятельность "Петропавловска" уже хорошо отлажена, и я теперь меньше времени могу уделять руководству, а скорее помогать консультациями в должности почетного президента.
За время моего короткого пока опыта работы в Совете Федерации я понял, что принял правильное решение - для меня открылись новые аспекты законотворчества. Некоторые законодательные поправки выглядят незначительно в текстуальном плане, но 2-3 предложения, могут поменять ситуацию драматически, если профессионально не оценить их воздействие на отрасль.
Вопрос: Вы говорите, что деятельность "Петропавловска" хорошо отлажена, - насколько хорошо, и какая стратегия развития компании?
Ответ: Сегодня можно сказать что, создавая "Петропавловск", мы выбрали правильную стратегию. Мы были одними из первых, кто в 1990-х взял горнодобывающие проекты на стадии Greenfield, и ориентировались на долгосрочный результат. Вкладывали в геологоразведку, образование сотрудников и НИОКР - сейчас все это приносит плоды.
Правильность нашей стратегии стала еще более очевидна в сегодняшней ситуации: в России и в мире сокращаются богатые, неупорные руды. Когда 17 лет назад мы начинали наш первый проект - работали с легкообогатимыми рудами с содержанием золота 7-8 гр/т, а сегодня наши многотоннажные предприятия и использование современных технологий позволяют нам рентабельно отрабатывать руды с содержанием от 1 гр/т и даже ниже.
Вопрос: Во многом за это надо благодарить цены, которые с 90-х выросли в несколько раз.
Ответ: Конечно, бурный рост цен на золото за последнее десятилетие нам очень помог, но не нужно забывать, что он сопровождался значительным ростом цен на энергоносители и реагенты. Так что, для того, чтобы не терять прибыльность производства и развивать новые проекты нам постоянно приходится думать об эффективности, снижении операционных затрат, внедрении новых современных технологий.
Могу уверенно сказать, что рост любой горнодобывающей компании, специализирующейся на производстве золота, может достигаться либо через инвестиции в геологоразведку, либо через вложения в науку для разработки новых методов производства, позволяющих эффективно перерабатывать труднообогатимые руды, запасы которых в России очень значительны. Мы идем сразу обоими путями, и на сегодня имеем один из самых низких показателей себестоимости.
Вопрос: И вы, и "Полиметалл" для переработки упорных руд выбрали самую современную сегодня технологию - автоклавное выщелачивание. Ваши проекты чем-то отличаются?
Ответ: Я бы не хотел сравнивать наш автоклав с проектом "Полиметалла". Сразу скажу, что мы использовали несколько другие подходы. Работу над нашим проектом мы начали довольно давно. Шесть лет назад, думая о стратегическом развитии, мы поняли, что у нас не будет будущего, если мы не овладеем технологией переработки упорных руд. Запасы легкообогатимых руд в России постоянно снижаются, новых открытий в последние годы очень немного.
После принятия этого стратегического решения, в 2008 году мы создали собственный исследовательский центр. НИЦ "Гидрометаллургия" в Санкт-Петербурге объединил сильнейших российских специалистов по автоклавным технологиям, которые занялись проектированием и строительством опытно-промышленного завода в Благовещенске, уникального в России, позволяющего испытывать руды с использованием различных современных технологий.
В прошлом году на этом заводе мы ввели в строй единственную в России полупромышленную автоклавную установку. Пилотный автоклав позволяет с точностью моделировать весь процесс, который затем будет внедрен на Покровке. Здесь же проходят обучение специалисты, которым предстоит работать на нем.
Вопрос: Чем все-таки отличается ваш автоклав?
Ответ: Одним из интересных наших решений, является использование батареи из нескольких сосудов меньшего размера вместо одного большого автоклава. Это дает нам несколько преимуществ:
сосуды имеют независимую обвязку и, следовательно, мы можем одновременно перерабатывать разное сырье при разных режимах. Сейчас это будет маломырский и пионерский концентрат. В будущем это даст нам возможность перерабатывать сырье других месторождений.
техническое обслуживание, связанное с остановкой автоклавов, можно будет проводить без остановки всей фабрики.
Это очень большое преимущество. Дело в том, что автоклав нельзя нагревать или остужать резко, это приводит к повреждению дорогостоящей внутренней футеровки. На остановку и затем вывод автоклава на рабочие режимы уходит несколько дней. Добавьте сюда время на проведение технического обслуживания, и получается неделя простоя, которая в случае использования одного большого автоклава значит простой всей фабрики и прекращение производства золота.
Мы же сможем останавливать автоклавы по одному, без существенной потери производительности - каждый автоклав у нас отвечает менее чем за 20% от общей производительности.
Кроме этого, выбрав небольшие по размеру сосуды, мы существенно экономим на их доставке на Покровский Рудник, где мы планируем построить автоклавный центр. Все оборудование спроектировано с учетом возможности транспортировки по железной дороге, прохождения туннелей, мостов и других ограничений. Это позволит нам доставить все оборудование не только дешевле, но и в короткие сроки.
Еще одна особенность нашего автоклава - он будет работать при более высокой температуре и более высоком давлении, чем у "Полиметалла", что позволит добиваться стабильно высокого процента извлечения, и позволит перерабатывать более широкий спектр концентратов, включая углесодержащие.
Вопрос: С внедрением новых технологий понятно, расскажите о ваших успехах в геологоразведке.
Ответ: Мы вкладываем значительные средства в Амурской области. С 2002 по 2011 год включительно мы потратили 388 миллионов долларов на поиски и разведку месторождений золота. Если проанализировать наши четыре работающих рудника, то мы увидим, что на месторождении Покровское, когда мы его приобрели, были определены только кое-какие ресурсы и резервы. Что касается Маломыра, то этот участок был на уровне геологоразведочных работ: то, что там есть месторождение, было известно, но резервы и ресурсы не были определены. Месторождение Пионер - это абсолютная заслуга наших геологов, там было небольшое рудопроявление, забракованное в советское время, Албын – то же самое, от идей до запасов.
Амурская область остается центром нашей деятельности, так как наши специалисты видят здесь большой потенциал. Регион большой, поэтому мы в основном ориентируемся на те перспективные геологические участки, что находятся ближе к нашим основным узлам.
Вопрос: Павел Алексеевич, в начале года Вы говорили, что если цена на золото опустится до 1100-1150 долларов за унцию, то вам придется остановить некоторые предприятия. Какая сейчас ситуация?
Ответ: Если учитывать нашу себестоимость и квартальные результаты, то на сегодняшний день можно сказать, что при этой цене нам ничего не придется закрывать, мы уверенно держимся по всем основным производствам на уровне прошлого года. Себестоимость первого квартала у нас ниже средней себестоимости в целом за 2011 год. В прошлом году наблюдалась большая инфляционная составляющая, резко выросли цены на дизельное топливо. Сейчас мы такого не наблюдаем, поэтому полоса отсечения стала гораздо ниже, чем 1100 долларов за унцию по каждому из действующих предприятий. Например, по Пионеру у нас себестоимость 508 долларов на унцию, по Покровскому – 952 доллара, по Маломыру - 601 доллар. Средний уровень себестоимости получается 587 долларов на унцию. Так что мы спокойно переживем цену и в 900 долларов.
Вопрос: И проекты развития сокращать не будете? Какие капзатраты у вас планируются на 2012 год, и во что?
Ответ: Для сокращения пока нет причин. На этот год у нас запланировано 354 миллиона долларов общих капитальных вложений. Значительная часть из которых пойдет на строительство комплекса по автоклавному выщелачиванию, о котором я уже рассказывал, а также на увеличение производственных мощностей месторождений Албын и Пионер. Чуть меньше инвестиций потребуется для россыпных предприятий.
К счастью, компания уже прошла свой пик капитальных затрат, который пришелся на 2011 год - 544 миллиона долларов. В 2013 году мы ожидаем значительное их снижение - до 175 миллионов долларов, в 2014 году - до 84 миллионов. Большая часть затрат по-прежнему будет идти на строительство автоклава.
Вопрос: А затраты на геологоразведку также не будете сокращать? Какие инвестиции в ГРР у вас предусмотрены на этот год?
Ответ: В прошлом году они были около 100 миллионов долларов, в этом году наш бюджет - 60 миллионов. Положительные результаты 2011 года позволили нам часть бюджета сократить. При этом мы видим сохранение этого бюджета на ближайший двухлетний период. В любом случае, даже если будут обнаружены крупные объекты, речь пойдет об экспансии существующих мощностей, поэтому высоких капзатрат мы не ожидаем.
Вопрос: Насколько результаты геологоразведки оправдывают эти затраты?
Ответ: Нам очень повезло, что результаты ГРР за последние два года позволили нам значительно увеличить ресурсную базу по неупорным рудам, и мы ожидаем продолжения этой тенденции до конца года. Так, например, в настоящий момент Маломыр у нас обеспечен подтвержденными запасами неупорных руд на два года вперед, а Пионер - до 2015 года включительно.
Этот уровень запасов лежит в основе нашего графика пуска и расширения производства по переработке упорных руд. Результаты геологоразведки на флангах этих месторождений дают нам основания верить, что к концу этого года количество окисленных руд на обоих предприятиях вырастает, и мы имеем потенциал работы на окисленных рудах еще на несколько лет.
Наличие новых резервов неупорных руд позволяет нам оптимизировать график запуска автоклавного производства, если нам это потребуется, и увеличить объемы производства золота в ближайшие 2-3 года.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о геологической структуре ваших месторождений и как она влияет на себестоимость?
Ответ: Если говорить о месторождении Пионер, то у этого месторождения действительно есть несколько существенных геологических особенностей. Внутри крупных мощных минерализованных зон с рядовыми и низкими содержаниями мы с большой частотой встречаем области с повышенным содержанием золота. Это так называемые "рудные столбы", области в которых содержания в разы, а иногда и на порядок выше, чем в рядовых рудах. Рудные столбы относительно маломощные и не выдержанные по простиранию, но они дают нам возможность отрабатывать богатые руды раздельно от бедных и иметь содержания на фабрике на 20-30% выше, чем мы планируем, что существенно влияет на снижение себестоимости производства золота на этом объекте.
Дело в том, что на Пионере мы используем два способа переработки – золотоизвлекательную фабрику для богатых руд и кучное выщелачивание для бедных. В наши планы мы закладываем консервативную оценку - насколько аккуратно мы сможем отсортировать рудные потоки между этими двумя способами переработки.
Вопрос: Я так понимаю – имея возможность для переработки разного качества руд, вы можете управлять себестоимостью?
Ответ: С точки зрения себестоимости мы себя уверенно чувствуем и при переработке рядовых содержаний. На Пионере мы вводим четвертый блок, это будет предприятие, перерабатывающее 7 миллионов тонн руды в год и имеющее большой эффект по снижению себестоимости. Как правило, постоянные расходы на тонну переработки снижаются с увеличением масштабов производства и это позволяет нам контролировать себестоимость. Я уже сказал - на Пионере в первом квартале себестоимость была 508 долларов на унцию, а в сопоставимом квартале прошлого года - 677 долларов. Здесь два эффекта - немного повыше содержания, но плюс к этому и выше объемы производства.
Вопрос: А по другим месторождениям?
Ответ: Что касается Маломыра, то основные рудные тела представлены упорными рудами с рядовыми содержаниями. Эти рудные тела довольно большие по размеру и имеют гораздо более низкий коэффициент вскрыши по сравнению с рудными телами Пионера. Это позволяет нам значительно экономить на горнорудных работах. Наши расчеты, произведенные с учетом текущей цены на золото, показывают, что мы стабильно сможем отрабатывать здесь руды с содержаниями 1,3-1,4 грамма на тонну.
Вопрос: А если цена и дальше будет снижаться?
Ответ: А если цена снизится, то здесь мы также имеем пространство для маневра. При повышении бортового содержания мы можем практически на 70%, до 2 грамм, увеличить содержание по месторождению. Это позволит серьезно снизить себестоимость и сделать проект экономически выгодным к отработке при даже довольно низких ценах на золото.
Вообще, основные факторы, снижающие себестоимость - это увеличение объемов переработки и переработка более высоких содержаний. Все последние годы мы шли по пути увеличения объемов производства на наших предприятиях, для того, чтобы достичь максимально возможного при текущих ценах извлечения золота из недр. И сегодня наши предприятия позволяют нам работать максимально эффективно даже перерабатывая руду с довольно низкими содержаниями золота.
Есть и третий фактор, без которого ни одно золотодобывающее предприятие не работает оптимально: всегда есть пространство для улучшения организации работы и снижения затрат. Так на Пионере в прошлом году, нам удалось значительно снизить себестоимость, благодаря проведению серии работ по снижению издержек производства.
Вопрос: Какой ваш прогноз по себестоимости на 2012 год?
Ответ: Мы в начале года дали широкий интервал, ожидая, что на 30-40% она вырастет. Но это результат нашего очень консервативного подхода к публичным прогнозам, который основан на прогнозе максимального уровня инфляции в 15%, при переработке формально посчитанной руды с Пионера.
На самом деле уже результаты первого квартала подтверждают, что инфляционные ожидания оказались завышенными и наши специалисты демонстрируют великолепный контроль над уровнем издержек.
Половину плана на 2012 год дает Пионер, поэтому его показатели для нас самые важные. Работы на этом месторождении с начала года опережают наши предварительные планы, содержания у нас в первом квартале были, безусловно, выше расчетных. На данный момент есть все основания полагать, что мы выйдем на хорошую себестоимость. Так что я надеюсь, что нам удастся порадовать наших инвесторов полугодовыми показателями, которые будут лучше спрогнозированных в начале года.
Вопрос: Покровка - ваше флагманское месторождение - уже сходит на "нет"?
Ответ: То, что называется Покровским месторождением действительно подходит к концу, последние тонны руды из главного Покровского карьера мы вынем в 2013 году. Мы активно доразведывали фланги, где еще остаются значительные запасы бедных и рядовых руд. Будем продолжать их добычу и переработку, используя кучное выщелачивание.
Но крупных объектов пока на флангах нет. Мы планируем интегрировать существующие мощности Покровки в комплекс по переработке упорных концентратов. Установка кучного выщелачивания будет работать на бедных неупорных рудах до их полного истощения. Одну измельчительную линию фабрики мы тоже пока оставим для богатых неупорных руд. Сейчас мы, например, отрабатываем участок Желтунак, где остаются хорошие перспективы разведать дополнительные богатые запасы.
Вопрос: А мощности ЗИФ чем вы планируете загружать?
Ответ: Освобождающиеся мощности мы интегрируем в строящийся автоклавный комплекс. Одну линию измельчения заберем на доизмельчение концентрата и одну на измельчение известняка, который нужен для нейтрализации кислоты в отходах автоклавного производства. К слову у нас свое месторождение известняка недалеко от Пионера, поэтому этот реагент мы будем готовить сами, на чем здорово сэкономим.
Секцию сорбции используем для извлечения золота из концентратов после их автоклавной обработки. Общая инфраструктура: дороги, поселок, лаборатории, мастерские, линии электропередачи также будут использованы. – Покровская фабрика получит новую жизнь и будет еще работать долгие годы, принося прибыль компании, обеспечивая налоговые поступления и предоставляя достойную работу высококвалифицированным специалистам. Только производство постепенно будет смещаться в сторону извлечения золота из упорных сульфидных концентратов.
Еще раз подчеркну - о полной остановке Покровского месторождения пока речь не идет. У нас достаточно запасов для кучного выщелачивания на многие годы и фабрику мы тоже надеемся частично загружать неупорными рудами.
Вопрос: Рассматриваете ли проекты в других регионах?
Ответ: Вся накопленная информация говорит о том, что на настоящий момент, нам очень важно сконцентрироваться на проектах близких к нашей основной деятельности, особенно потому что они демонстрируют очень хорошие перспективы. Например, один из потенциальных объектов находится в 15 км от Албына, в связи с чем не понадобится строительство нового предприятия. Второй объект - это Пионер, где также огромный потенциал. Я не думаю, что в ближайшие несколько лет мы будем делать особый упор на другие регионы, хотя у нас есть, конечно, небольшие объекты в других регионах.
Заход в любой новый регион - это всегда издержки. Потенциал Амурской области огромен и исторически сложилось так, что она была весьма недоразведана в советское время. Наши горные выработки говорят о том, что мы сидим на потенциально крупных объектах, которые надо довести до ума. Они располагаются близко к действующим мощностям, которые можно будет потом увеличивать, а не строить всю инфраструктуру заново. Так мы сможем при небольших вложениях существенно увеличивать наше производство. Это вопрос двухлетней перспективы.
Вопрос: Как вы думаете, как будут себя вести цены на золото в этом году с учетом сложной ситуации в еврозоне и неопределенностью с американской валютой?
Ответ: Восстановление цены на золото я ожидаю, самое раннее, поздней осенью. Я считаю, что в преддверии американских выборов оттуда идет очень позитивная информация, выгодная действующей администрации. Создается позитивный настрой. А в Европе свои проблемы. Евро падает, доллар крепчает, люди избавляются от золота.
ФРС должна осенью выпустить новое финансовое послабление. И вот тогда инвесторы побегут обратно в золото. Когда уйдет политическая составляющая, останется фундаментальная проблема - в мире большое количество необеспеченных денег. Вполне возможно, что с середины осени золото пойдет резко вверх. Золото сейчас недооценено по сравнению с историческим максимумом. Но я очень позитивно отношусь к этому драгметаллу, ничего лучшего в мире еще не придумали.