Власти ЮАР озабочены тем, что на внутреннем рынке стальной продукции существует монополист — Arcelor Mittal. До недавнего времени доминирование этой компании в регионе мало волновало правительство страны, но недавно Arcelor Mittal начала злоупотреблять монопольным положением, за что и была оштрафована на 96 млн. долларов. Не слишком надеясь на профилактическое воздействие финансовых санкций, правительство ЮАР пришло к выводу, что эффективно противостоять монополии может только сильный конкурент. В этом плане рассматривается возможность строительства в стране металлургического комбината индийской компании Tata Steel мощностью 5 млн. тонн в год, что, примерно, соответствует годовой производительности Arcelor Mittal SA. Правда, “узким моментом” этого проекта является снабжение планируемого завода сырьем. Завод транснациональной корпорации имеет долгосрочный контракт с ведущим поставщиком железной руды в ЮАР компанией Kumba, причем, по очень низким ценам. Сомнительно, чтобы Tata Steel смогла бы получить от кого-то столь же благоприятные условия.
Между тем, группа Arcelor Mittal совершила очередное поглощение — на этот раз, контрольного пакета (51%) турецкого металлотрейдера Rozak. При этом, руководство транснациональной группы рассчитывает только за счет расширения уже действующих предприятий до 2012 года расширить свои мощности на 23 млн. тонн — до 131 млн. тонн в год. Реальный же показатель будет еще больше за счет строительства новых предприятий с нуля и приобретений.
Между тем, завершение строительства нового завода может несколько изменить обстановку на рынке стальной продукции в Восточном Средиземноморье. Иорданская компания Jordan Steel в рамках совместного предприятия с группой палестинских инвесторов ввела в строй сталеплавильный завод мощностью 250 тыс. тонн в год. В перспективе предусматривается его расширение до 360 тыс. тонн в год. Предприятие, получившее название Consolidated Jordanian Iron and Steel Company, будет снабжать полуфабрикатами Jordan Steel, ежегодно выпускающую 200 тыс. тонн арматуры и другого сортового проката. Теперь, очевидно, Иордания станет импортировать меньше заготовок, но зато будет нуждаться в поставках металлолома.
Наконец, важное событие произошло в Китае. Правительство страны с 15 сентября полностью отменило возврат НДС экспортерам стальной продукции (до этого поставщики холоднокатаных рулонов и оцинкованной стали могли получить обратно 5% из 17%-го налога), а также подняло на 5 п.п. экспортные пошлины на полуфабрикаты и готовый прокат. Так, заготовки и слябы теперь облагаются 20%-ным тарифом, сортовой прокат — 15%-ным, а горячекатаные рулоны — 10%-ным. Ожидается, что эта мера приведет к дальнейшему сокращению объемов экспорта стали.
Кроме того, китайские власти отчитались о закрытии в этом году по экологическим соображениям металлургических предприятий совокупной мощностью 9,7 млн. тонн чугуна и 8,7 млн. тонн стали в год. Это составляет, примерно, 40% от годового задания. Всего до 2010 года правительство страны планирует закрыть заводы, выпускающие в год до 100 млн. тонн чугуна и стали, и благодаря этому сэкономить ценные сырьевые ресурсы и уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Дракон поднимается Увеличение ставки экспортных пошлин ни в коей степени не было сюрпризом для китайских металлургов, поэтому еще до официального вступления в силу новых правил они начали взвинчивать экспортные цены, чтобы компенсировать дополнительные затраты, составляющие порядка 25-30 долларов за тонну. В последнее время китайцы поднимают цены по всему сортаменту продукции, пользуясь тем, что из-за высоких затрат на доставку позиции конкурентов из СНГ и Латинской Америки в восточноазиатском регионе существенно ослаблены.
Ближе к середине сентября китайцы предлагали заготовки и слябы по 565-575 долларов за тонну C&F, а стоимость арматуры при поставках в Южную Корею достигла 580-600 долларов за тонну C&F. О горячекатаных рулонах пока что говорить трудно, так как торговля ими не очень активна, но экспортерами уже озвучивались цены порядка 620-630 долларов за тонну FOB.
Пожалуй, именно в сегменте листового проката шансы китайцев на получение желаемых цен наиболее проблематичны. В сентябре корейские и японские компании все еще продают горячий прокат по 530-560 долларов за тонну FOB, а на четвертый квартал даже самые радикально настроенные производители из Юго-Восточной Азии считают пределом мечтаний 600-610 долларов за тонну C&F.
В то же время, на рынках полуфабрикатов и длинномерного проката позиции китайцев более прочны. Разве что по арматуре они могут испытывать конкуренцию со стороны тайванских компаний, предлагающих данную продукцию в Корею несколько дороже 595 долларов за тонну C&F. В то же время, заготовки и слябы из СНГ могут стоить в Восточной Азии не менее 570-580 долларов за тонну C&F, а бразильские слябы доходят в цене до 600 долларов за тонну C&F.
Правда, бразильцы могут скинуть цены. Их переговоры с американскими прокатными компаниями проходят не слишком удачно. Потребители готовы платить за полуфабрикаты не более 500 долларов за тонну FOB. В США наблюдается избыток предложения стальной продукции, а некоторые крупные американские производители, которые уже поставляют в Европу горячий прокат, начали предлагать на экспорт даже слябы по 460-480 долларов за тонну FOB. Цены на готовый плоский прокат в США немного сдвинулись вверх, но по-прежнему находятся в интервале 500-530 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works.
Достаточно стабилен и европейский рынок, для которого тоже актуальна проблема излишков. Из-за рекордного роста курса евро по отношению к доллару цены в регионе сейчас очень высоки (например, средняя стоимость горячекатаных рулонов составляет 670 долларов за тонну ex-works). Как полагают специалисты, в четвертом квартале цены как на плоский, так и на длинномерный прокат в ЕС существенно не изменятся.
Не могут пока рассчитывать на заметный рост и экспортеры из стран СНГ. Некоторые из них смогли в сентябре немного повысить цены на листовую сталь, доведя стоимость горячекатаных рулонов до 550-600 долларов за тонну FOB, но заготовки по-прежнему котируются на уровне 510-520 долларов за тонну FOB, а сорт — 560-580 долларов за тонну FOB. На рынках Средиземноморья и Персидского залива, куда идет значительная часть продукции из России и Украины, спрос снизился из-за наступления Рамадана, а объем предложения высок вследствие действий конкурентов из Турции и даже Бразилии.
Объективная реальность Цены на железную руду на спотовом рынке сделали еще один шажок вверх. Стоимость индийского 63,5%-го концентрата при поставках в Китай достигла 150-155 долларов за тонну CIF. Фактически, прибавка составляет около 5 долларов за тонну в неделю на протяжении вот уже около двух месяцев.
Безусловно, в этом подъеме цен “виноват” непрерывный рост тарифов на фрахт. Доставка тонны руды из Бразилии в Китай уже обходится дороже 70 долларов за тонну а из Индии — примерно в 40 долларов за тонну. Однако это только одна из причин, причем, наверное, не самая важная. Некоторые китайские специалисты прямо обвиняют экспортеров руды в искусственном вздутии цен посредством сдерживания поставок, в то время как сами производители указывают на фрагментарность китайского рынка ЖРС, недостаточно быстрое расширение мощностей железорудных ГОКов и ограниченность транспортных возможностей. По некоторым данным, только в австралийских портах простаивают в ожидании погрузки несколько десятков судов и столько же ждут в Китае очереди на выгрузку.
Не помогает пока даже сокращение китайского импорта сырья. В августе его объем составил 29,3 млн. тонн, что на 12,9% меньше, чем в июле. За восемь месяцев в Китай было поставлено 250,8 млн. тонн ЖРС, прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился до 14,5%. Однако одновременно уменьшаются и запасы руды в китайских портах. В начале сентября они несколько превышали 37 млн. тонн, тогда как месяцем ранее были на уровне 43,5 млн. тонн. Так что, фактическое потребление остается неизменным.
Ведущие экспортеры руды считают это хорошей прелюдией к переговорам о контрактах на 2008 год, до начала которых осталось около двух месяцев. Все больше специалистов полагают, что в следующем финансовом году подорожание железной руды составит не менее 20% по сравнению с текущим, причем, речь идет о цене FOB.
На рынке металлолома цены тоже идут вверх, хотя и не так резво. В первую очередь, это касается Восточной Азии. В Японии внутренние цены находятся на самом высоком уровне с 1980 года (около 315 долларов), китайцы вынуждены платить за лом 300-355 долларов за тонну с доставкой, но при экспорте стоимость материала еще выше. Так, корейские и тайванские компании уже приобретают японский материал по 370-380 долларов за тонну C&F, а американский — по 375-385 долларов за тонну C&F.
В Турции лом ведет себя гораздо скромнее. Цены на материал 3А из СНГ слегка поднялись по сравнению с началом сентября, но пока находятся в интервале 337-345 долларов за тонну C&F.