Доходное место



Проекты национального масштаба призваны не только выдать на-гора конечный продукт — в данном случае нефть и газ, но и стимулировать развитие смежных отраслей экономики и вспомогательных сервисов. В первую очередь речь идет о металлургии, машиностроении и подготовке нового поколения квалифицированных нефтяников.
Сахалинский плацдарм
Российская металлургическая и трубная отрасли во многом благодаря нефтяникам и газовикам вышли на высокие производственные и финансовые показатели. Долгое время в стране практически не производились трубы большого диаметра (ТБД). В СССР магистральные газопроводы строились с использованием немецких труб. Только благодаря освоению новых регионов добычи и прокладке современных трубопроводов (БТС, ВСТО, "Северный поток", трубопроводные системы в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и пр.) отечественные заводы освоили выпуск ТБД. В этом году ОМК отметила выпуск 6 млн тонн труб большого диаметра, а ведь старт производства был осуществлен только в 2005 году. "Северсталь" выпустила юбилейные 2 млн тонн.
Крупные нефтегазовые проекты иногда оказывают решающее влияние на жизнь целых регионов. Весьма показателен опыт первых больших шельфовых проектов "Сахалин-1" (его участником являются все те же "Роснефть" и Exxon) и "Сахалин-2" (основные акционеры "Газпром" и Shell). Оба проекта начали реализовываться на условиях соглашений о разделе продукции в середине 90-х годов прошлого века, но в активную фазу вышли в начале "нулевых".
Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин подчеркивает, что сегодня на добычу полезных ископаемых приходится около 95% общего объема промышленного производства и более 63% валового регионального продукта (ВРП). В 2011 году объем областного ВРП вырос в 1,2 раза к уровню 2007 года, сейчас Сахалинская область занимает ведущее место в России по показателю годового роста.
По оценке Александра Хорошавина, за время действия проектов областная казна уже получила $2,4 млрд. Стоит отметить, что это только начало, ведь "Сахалин-2" начнет платить налог на прибыль только со следующего года и областная администрация рассчитывает получить примерно $1,5 млрд. Проект "Сахалин-1" перечислил за время своей работы в бюджеты всех уровней свыше $5,6 млрд, из них около $2 млрд получил сахалинский бюджет. Еще государство получило от компании—оператора проекта "Эксоннефтегаз" продукции более чем на $80 млрд. Губернатор региона говорит, что средства пошли на строительство дорог, развитие жилищно-коммунального хозяйства, строительство и капитальный ремонт объектов социальной сферы. А ведь еще сами компании за свой счет отремонтировали десятки километров дорог, реконструировали несколько аэропортов и морских портов, зафрахтовали на длительный период не одно судно, перечислили десятки миллионов долларов на благотворительные цели.
Освоение сахалинского шельфа привело к развитию смежных отраслей. По данным Минэнерго России, на середину 2011 года сумма накопленных инвестиций в СРП-проекты составила $36 млрд. "Такие проекты неизбежно вызывают мультипликативный эффект в экономике и являются мощным фактором социально-экономического развития регионов. Спрос на продукцию компаний всех смежных отраслей—подрядчиков сырьевых компаний дает импульс развитию российского машиностроения, металлургии, химической и ряда других отраслей экономики",— отмечают в ведомстве.
Минэнерго оценивало сумму контрактов с российскими поставщиками оборудования и материалов, подрядчиками за период реализации проектов в $25,1 млрд, что составляет 59% от общего объема заключенных контрактов. По данным оператора проекта "Сахалин-1", сумма контрактов, заключенных с российскими компаниями, составила около $9 млрд, или две трети от общей суммы заключенных соглашений. Контракты с отечественными предприятиями по "Сахалину-2" еще в 2008 году превысили $12 млрд.
Следующий немаловажный момент — это рабочие места. Сахалин долгое время был одним из самых депрессивных регионов страны, и только благодаря нефтяникам область удалось вытащить из трясины. По оценке экспертов, благодаря шельфовым проектам на острове создано несколько десятков тысяч рабочих мест в смежных отраслях. Так, строительство платформы "Орлан" (проект "Сахалин-1") привело к появлению 13 тыс. новых рабочих мест, часть которых, правда, были временными, а в рамках "Сахалина-2" на пике работ было задействовано 25 тыс. человек, из которых свыше 70% — граждане России.
Ванкор, еще Ванкор!
У "Роснефти" есть и собственный опыт по реализации крупнейшего нефтегазового проекта. Речь идет о Ванкорском месторождении в Красноярском крае. Извлекаемые запасы Ванкора оцениваются в 524 млн тонн нефти и газового конденсата и 106 млрд кубометров газа. Не исключено, что доразведка лицензионных участков вокруг месторождения позволит прирастить запасы провинции. Добыча в минувшем году составила 15 млн тонн, в текущем ожидается рост до 18 млн тонн нефтяного эквивалента. В первом квартале этого года рост промпроизводства в Красноярском крае составил 5,4% (в целом по России — 4%). Это в значительной мере явилось результатом развития нефтедобычи на Ванкоре, признают в краевой администрации.
Предполагается, что при существующем уровне мировых цен на нефть реализация Ванкорского проекта (за все время эксплуатации месторождения) обеспечит суммарные налоговые поступления в бюджеты различных уровней в размере 4,5 трлн руб., что составляет почти половину нынешнего годового бюджета Российской Федерации. Ванкорский проект стал ныне одним из самых масштабных в России. К его реализации привлечено более 150 поставщиков оборудования, в том числе 65 заводов-изготовителей. Общая стоимость оборудования составляет более 50 млрд руб. На проекте работает около 450 подрядных и субподрядных организаций.
Только в Туруханском районе Красноярского края создано более 100 новых компаний, инвестируются огромные средства в развитие социальной инфраструктуры края; суммарно в Ванкорский проект "Роснефть" вложила более 250 млрд руб.— это значительная доля общих инвестиции в экономику края.
"Роснефть", работая в Красноярском крае, вкладывает деньги и в социальные проекты. Самые крупные из них — строительство в Красноярске на базе Сибирского федерального университета Института нефти и газа, который будет обеспечен самым современным оборудованием. Также на реконструкцию аэропорта Игарки и благоустройство различных объектов этого города направлено более 1,6 млрд руб.
Впрочем, работа по освоению Ванкора высветила и ряд проблем. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов в ходе одной из своих поездок на месторождения заметил: "Предприятия Красноярского края оказались не готовы к активному участию в реализации проекта по освоению Ванкора. На ошибках учатся, и поэтому к началу освоения Юрубчено-Тохомского нефтегазового месторождения (его освоением также занимается "Роснефть".— BG) нужно подойти ответственно. Необходимо, чтобы подряды на поставку продукции для нужд нефтепромышленников при прочих равных условиях получали именно красноярские предприятия".
Резюмируя этот опыт, можно утверждать, что крупные нефтегазовые проекты несут и регионам, и всей стране в целом достаточное количество положительных эффектов и способность стимулировать развитие местных бизнесов. Однако на практике оказывается, что региональные компании из-за отсуствия опыта не всегда готовы предоставить нефтяникам сервис надлежащего качества, и, как показывает опыт сахалинских проектов, на начальной стадии освоения новых месторождения практически всех работников и оборудование приходится завозить с "большой земли".
Коммерсантъ
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1765.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru