Развитие инфраструктуры востока России уперлось в финансирование



Олеся Елькова
Залог экономической интеграции востока России с динамично развивающимися азиатскими экономиками — развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной, решили участники дебатов «Стратегическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока и потенциал развития паназиатских рынков» на ПМЭФ.
Тон встречи задал бизнесмен Олег Дерипаска. Говоря об экспортном потенциале региона, он подчеркнул, что если цель — его удвоить-утроить, то нужно обеспечить такие же возможности и с точки зрения развития железных дорог, и с точки зрения всей остальной инфраструктуры (энергетической и газовой). Пока же совокупная мощность портов — чуть меньше 115 млн т, а наземных переходов — меньше 62 млн т. Создание системы региональной авиации, системы регионального транспортного сообщения, в том числе автомобильного, улучшение функционирования пропускных пунктов и таможенного контроля — насущные проблемы региона.
За транспортников ответил президент Российских железных дорог Владимир Якунин. «Развитие инфраструктуры является приоритетной проблемой», — заверил он. Но все упирается в финансирование: только на модернизацию Транссиба необходимо около 181 млрд руб., еще 787 млрд руб. надо на БАМ. Причем источники финансирования нужны принципиально новые.
«Нужно менять парадигму финансирования инвестиционных затрат. Старая концепция, что все должно делаться за счет тарифов, невозможна», — уверен Олег Дерипаска. «Меня очень воодушевляет заявление президента Путина относительно использования средств накоплений пенсионного фонда в интересах развития инфраструктуры, т.е. создания инфраструктурных облигаций», — продолжил мысль Владимир Якунин. В США в общем денежном обороте деньги, принадлежащие государству, составляют 54%, в европей­ских странах — в среднем 35—37%, в России эта пропорция достигает 27%, привел он пример.
Но тогда встает вопрос с финансовой инфраструктурой. «Если вы посмотрите количество банков, финансовых учреждений, которые находятся в этой части страны, то это в три раза меньше даже по сравнению с 2002—2003 годами. С одной стороны, хорошо, что больше надежных институтов, с другой стороны — полностью вымыли финансовый потенциал в европейскую часть страны», — внес ясность г-н Дерипаска.
Свой подход к проблеме предложил Лин Вэнь, президент китайской China Shenhua Energy Company. Значительно сократить затраты на транспортировку и объемы грузоперевозок можно было бы, если бы Россия увеличила переработку угля в энергоресурсы и химическую продукцию внутри страны и экспортировала продукцию с более высокой добавленной стоимостью.
РБК дейли
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1766.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru